Цицкиев Идрис Боскарович
Цицкиев Идрис Боскарович‒ народный артист ЧИАССР; Заслуженный артист РСФСР‒родился в 1910 г. (в некоторых источниках датой его рождения значится 1917 г.) в с. Эбан горной Ингушетии в семье Цицкиева Боскара Боткаевича и Яндиевой Суми Солтиевны.
Его мать, клала маленького Идриса в люльку, и ходила высоко в горы на полевые и сенокосные работы вместе с ним. Идрис Цицкиев не был слепым от рождения, в он переболел оспой и от нее ослеп в раннем детстве. Когда они были маленькие, семья переехала в поселок Южный Пригородного района. Всего их в семье было семеро детей, у Идриса было три брата и три сестры (Хасан, Хусейн, Маднат, Салихат, Амнат (имя последней нам не удалось выяснить)). Слепому Идрису было трудно научиться ходить, ему помог ягненок, которого привели ему в помощь родственники. Когда Идрис стал старше, он просил детей принести ему камыши с близлежащих водоемов, прожигал в них дырочки и играл на зурне, подбирая разные мелодии. Ягненок рос вместе с ним и вскоре он отзывался на игру Идриса. Позже Идрис познакомился с другими музыкальными инструментами, ему не составляло труда их освоить. Так же отличная память и абсолютный слух помогали ему запоминать и изучать новые языки, он выучил Коран и мог цитировать аяты с переводом. До депортации его музыкальный талант был известен далеко за пределами республики, а его песни и мелодии записывали исполняли на Чечено-Ингушском радио. Многие ингушские народные песни Идрис переводил и исполнял на чеченском, осетинском языках. Позже тексты чеченских поэтов накладывал на ингушскую национальную музыку, которую слышал и запоминал от народных ашугов. Когда началась война, его братья Хасан и Хусейн (близнецы) ушли на фронт и больше от них не было вестей. Две сестры к тому времени вышли замуж, а третьего брата не было в живых. Позвали в военкомат и Идриса, они пошли вместе с сестрой Мади (Маднат), которая теперь всюду его сопровождала. После медосмотра врач, оставшись наедине с сестрой, сочувственно сказал ей, что за 25 руб готов усыпить инвалида, который является для нее обузой. За эти слова Мади, недолго думая, ударила доктора железной уткой, которая стояла тут же под кушеткой и, прокричав всем в коридор, что доктор упал от того, что ему стало плохо, в создавшейся суматохе, вместе с братом спешно скрылась. За месяц до высылки их мать умерла. В это время сестра сидела засватанная за Мержоевых. После похорон к ним домой приехали Цицкиевы из родового селения Эбан, которые сказали, что готовы забрать Идриса к себе, чтобы позволить Мади выйти замуж. На что сестра ответила, что не отпустит брата к ним и сама замуж, пока он не будет устроен, не пойдет. В итоге, они вместе были сосланы в Казахстан. В Казахстане Идрис был отдушиной для многих, тоска по Родине заставляла переселенцев искать родные мотивы всюду ‒ Идриса постоянно звали на различные мероприятия, просто собирались послушать народные мелодии: поплакать, потанцевать, посмеяться… все это мастерски умел исполнять Идрис. Его религиозные песни – назымы были очень популярны. Он женился на девушке из рода Хамхоевых, у него родился сын, но вскоре жестокие холода и голод ссылки унесли жену и сына. Через некоторое время Идрис женился повторно, на чеченке из своего села. В 1956 г. Идрис с семьей вернулся в родные края и т.к. в его родное село было почти невозможно попасть первое время, он был вынужден переехать в Малгобекский район, где прожил некоторое время. Друзья и родственники советовали ему поехать в Грозный, так как в селе Пседах не было условий для слепых. Переехал он в Грозный. В 1957 г. был создан ансамбль песни и танца Чечено-Ингушетии, певческий репертуар ансамбля был создан при участии, в том числе, и Идриса Цицкиева, Ахмеда Хамхоева и других деятелей Ччено-Ингушетии. В 60-е годов при Доме народного творчества ЧИАССР были организованы курсы баянистов, куда входил и Идрис Цицкиев. Первое время пытался работать в филармонии как ингушский ашуг, исполнитель на дахчан-пандаре, в то время записывали его исполнение на радио и на пластинки. Но вскоре от него просто решили избавиться и сделали это весьма оригинально, попросив его спеть на сцене религиозные песни – назам, когда в зале сидели представители спецслужб. Идриса арестовали и продержали в изоляторе несколько суток и только вмешательство влиятельных родственников помогло ему избежать серьезной статьи, но работать государственных культурных учреждениях он больше не мог. И он устроился на работу в цех по производству выключателей, а его жена, которая тоже слабо видела, начала зарабатывать на изготовлении одеял.
Все, кто знал Идриса. Удивляются его способности прекрасно играть на разных инструментах: балалайке, домбре, гармошке, зурне, скрипке, фортепиано (в Северной Осетии, после того, как он там выступил с песней на осетинском языке, ему подарили большой импортный рояль, который после смерти Идриса, его семья передала в школу – интернат для детей с ограниченными возможностями). Он свободно общался на 9 языках.
Племянник подарил ему транзистор, с помощью него Идрис ловил каналы, на которых говорили по -арабски , а Идрис переводил все это семье, так они всегда узнавали о важные религиозных датах, праздниках и т.д. Его племянница Дидигова Зарема Султановна вспоминает: «Он был великолепным отцом и прекрасным дядей. Мы в нем души не чаяли. Он умел читать Коран. Очень красиво исполнял назымы. Когда он приезжал к нам в село Бековичи, мы его не отпускали месяца два, все это время все наши односельчане собирались каждый вечер его послушать. Мы с ним играли вместе: я на гармошке, он на дахчан –пандаре. Идрис все время просил меня записывать свои илли и я записывала в общую тетрадь, но потеряла ее потом. Сестра его, наша мать Мади, тоже умела играть на дахчан пандаре. Когда он играл на дахчан пандаре, было чувство, словно одновременно звучало много инструментов». В 1974 г., чтобы увеличить свою зарплату в цехе, он поехал в Кокчетав за своей трудовой книжкой. Там он и скончался.
Журналист, публицист Магомед-Башир Цицкиев в своей статье писал:
«Мне приходилось встречаться с Идрисом, слушать его музыку. У него была удивительная память. Однажды услышанный голос он запоминал навсегда, будто запись, сделанная на магнитофонной ленте. Когда он приезжал в гости, все село собиралось вокруг него. Это был настоящий праздник. До поздней ночи в доме стояло веселье, танцы под его музыку… Идрис говорил: -Не жалейте меня. Я со своим народом был счастливым человеком.
И он, надо сказать, был счастлив, при всех невзгодах. Народ его помнит и любит».[2]
Имени Идриса Боскуровича Цицкиева назван Дом Культуры с. п. Нестеровское. Записи его песен на пластинках хранятся в Российском государственном архиве фонодокументов, архиве ГТРК республики Ингушетия, а так же в частных архивах. Часть из его песен переложена на ноты, которые можно посмотреть в разделе «Ингушские мелодии», записаны так же тексты его песен в 30-е гг. ХХ века, которые можно посмотреть в разделе «Ингушские народные песни» в издании ИГО «Дзурдзуки» «Музыкальный атлас. Ингушетия».
Дзаурова Танзила.
Источники:
Дидигова- Хамхоева Зарема Султановна 1958 г.р. г. Карабула
Дидигова- Евлоева Фатима Султановна 1960 г.р. г. Карабулак
[2] ЦИЦКИЕВ М.-Б. Народный ашуг.Возвращение из забвения// газета «Сердало», 22.05.2004 г., №57 (9432)