Выступление Т.Х. Кумыкова на конференции о происхождении осетинского народа

11 ноября 2019     394     Время чтения ~7 минут

Т.Х. Кумыков (профессор, доктор исторических наук. Кабардино — Балкарский гос. университет). Опубликовано: Происхождение осетинского народа Орджоникидзе, 1987, с. 301-305.

«Позвольте мне от имени историков Кабардино-Бал­карии передать участникам настоящей научной сессии, а также ученым Осетии горячий, братский привет и пожелать Вам дальнейшей плодотворной работы. • Созыв настоящей сессии свидетельствует о том, что сове т­ское осетиноведение достигло больших успехов. Братские науч­но-исследовательские институты Северо-Осетинской автоном­ной республики и Юго-Осетинской автономной области внесли весомый вклад в развитие исторической науки в нашей стране. В работе данной сессии принимают участие представители многих национальностей Советского Союза. За круглым столом сели ученые: осетины и грузины, русские и евреи, калмыки и ногайцы, карачаевцы и черкесы, чеченцы и ингуши, кумыки и аварцы, кабардинцы и балкарцы с тем, чтобы по-деловому, ис­ходя из марксистско-ленинской методологии, обсудить наболев­шую, актуальную проблему о происхождении осетинского наро­да. Правильное решение этого вопроса имеет не только принци­пиально научное, но практическое и воспитательное значение. От правильного решения этого вопроса зависит и правильное освещение вопроса о культурном наследии осетинского народа, а также и другие важные исторические проблемы, касающиеся истории Осетии. Поэтому не случайно, что сегодня в этом зале собралось так много ученых, представителей советских, партийных и дру­гих общественных организаций. Живой интерес к этой пробле­ме вполне закономерен. Проблема происхожродов очень трудная и слож­
ная проблема. Советское кавказоведение сделало большой шаг в изучении этого вопроса. В1959 г. в Нальчике, по инициативе Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института, была проведена научная сессия, посвященная проблеме происхождения карачаевского и балкарского народов. Выводы сессии имели большой научный и политический резонанс не только в нашей стране, но и за ру­бежом. Обсуждаемая на этой сессии проблема интересует не только специалистов, трудящихся осетин, но и ученых братских соседних республик. В той или иной степени эта проблема за­девает и важные проблемы древней истории кабардинцев и бал­карцев, карачаевцев и черкесов, чеченцев и ингушей. На рассмотрение участников данной сессии представлены различные точки зрения по этногенезу осетин. Профессор Абаев считает более правильной концепцию этногенеза осетин, кото­рая признает участие кавказского субстрата в процессе форми­рования осетинского народа и, стало быть, смешение иранского элемента с кавказскими племенами, населявшими территорию Осетии до появления алан. Таким образом, эта концепция отво­дит местным племенам лишь роль участия в формировании осе­тинского народа. Профессор Е. И. Крупнов выдвинул иную концепцию. В. формировании осетинского народа ведущее место он’ отводит кавказской автохтонной среде, которая на протяжении веков, сохраняя существо кавказского этноса и культуры, сменила свой кавказский язык на иранский. Сущность этой концепции, таким образом, сводится к тому, что осетины являются чистыми кав­казцами по происхождению и культуре и иранцами по языку. Интересные материалы и ценные соображения содержат доклады Владимира Александровича Кузнецова, Юрия Серге­евича Гаглоева, Бориса Александровича Калоева, Малхаза Гри­горьевича Абдушелишвили. Был убедительным и содержатель­ным доклад Валерия Павловича Алексеева. Толково выступил с сообщением Виталий Борисович Виноградов. В других сооб­щениях и выступлениях товарищей также содержались интерес­ные мысли. У меня не было намерения выступить, и я не готовил выступ­ление, но в связи с развернувшейся дискуссией решил выска­зать некоторые соображения по обсуждаемой проблеме. Хотя я имею какое-то отношение, к проблеме происхожде­ния народов, не собираюсь выносить приговор тому или другому взгляду, как это попытались сделать здесь некоторые то­варищи. Товарищи! Буржуазные ученые измышляют всякие небыли­цы по поводу исторических судеб народов Северного Кавказа, в частности, и по происхождению осетин. Многие из них ратуют
за аланскую теорию. Они стараются этим вбить клин в дружбу народов Советского Союза.. Аланская теория не наилучшим об­разом отвечает интернациональному воспитанию народов. Лю­бые просчеты в освещении истории народов Кавказа будут ис­пользованы буржуазной пропагандой в борьбе с коммунистичес­кой идеологией. XXIII съезд КПСС потребовал от советских ученых вести решительную борьбу против буржуазной идеоло­гии. Каким образом это можно достигнуть? Это надо, на мой взгляд, сделать путем углубленного изучения той или иной проб­лемы. Как отмечалось выше, благодаря большой изыскатель­ской работе археологов, историков, этнографов, антропологов и языковедов за последние годы достигнуты большие успехи в изучении проблемы этногенеза народов Северного Кавказа. Оп­ровергнуты неверные утверждения турецких и иных историков о неисконности балкарцев, кумыков и карачаевцев. Выход в свет капитального труда Евгения Игнатьевича .Крупнова нанес решительный удар буржуазной теории о проис­хождении народов Северного Кавказа. С моей точки зрения, Е. И. Крупнов подошел к вопросу о происхождении народов Северного Кавказа, в частности осетин, с марксистско-ленин­ских позиций. Е. И. Крупнов пошел в этом вопросе значитель­но дальше В. Миллера и осветил вопрос всесторонне и глу­боко. Кстати о’ В. Миллере. О том, что Миллер был крупным дореволюционным ученым, нет спора. Но возносить его до не­бес нет смысла.. Мне представляется необходимым более кри­тически относиться; к его наследству. Если более внимательно изучить его труды,. Можно найти серьезные противоречия. Если следовать Миллеру, то он писал, что предок осетинского языка уже существовал по меньшей мере за тысячелетие до рождения Христа.! (Осетинские этюды, стр. 73). В другом месте он писал, что «осетины известны грузинам с тех пор, как последние пом­нят самих себя» (там же, стр. 75). Грузины помнят, очевидно, самих себя за тысячу или две тысячи лет до н. э. Хочется при­вести еще одно высказывание Миллера о происхождении осе­тин: «Поселение оссов на Кавказе восходит, по грузинскому воззрению,, к мифическим временам: их мифический родоначаль­ник Уовос так же древен, как родоначальник грузин» (стр. 75). Из этих высказываний напрашивается вывод, что осетины древ­ний народ Северного Кавказа. Таким образом, опираясь на Мил- дёра, можно доказать обратное аланской теории. Историческая наука не может стоять на одном месте. Каж­дый этап в развитии науки выдвигает новые задачи, которые требуют новых решений. Наша беда в исследовании проблемы этногенеза осетин, балкарцев и других народов Терека состоит в том, что мы не знаем имена местных племен. Спрашивается,
почему? Да потому, что чрезмерно увлеклись аланами. Какие бы не нашли здесь племена, всех относят к аланам. К сожалению, на этой сессии не был поставлен доклад академика Сурена Еремяна. Как известно, на протяжении 10 лет он работал над изучением рукописи «Ашхарацуйц». В ли­тературе этот труд принято называть «Армянской географией» VII в. Этот первый труд раннего средневековья является про­должением и развитием «Географического руководства» знаме­нитого античного географа Клавдия Птоломея. Изучая карты Птоломея, Сурен Еремян воспроизвел не дошедший до нас ат­лас «Армянской географии», внес необходимые исправления в труд Птоломея, искаженном, по-видимому, переписчи­ками. Это дало возможность ему установить, что территорию Се­верного и Центрального Кавказа примерно 1500 лет назад насе­ляли народы, о которых до сего времени было мало известно. В верховьях реки Сунжи и Ассы жили дурдзуки, видимо, дале­кие предки ингушей, рядом с дурдзуками жили яксаматы (нах- чаматьяны), видимо, предки чеченцев (чеченцы называют сами себя нахчуо). Здесь перечисляются все племена, входившие в аланский союз. Надо думать, что не все племена, которые входили в Аланское царство, были аланами. Предположительно можно сказать, на­пример, что ашдигоры, жившие в долине реки Урух, не алан­ское племя. Они, возможно, и являются носителями кобанской культуры, истыми кавказцами, коренными жителями. Северные и южные отроги Кавказского хребта населяло бо­лее 20 племен и народов, о которых мы имеем смутное пред­ставление. Некоторые из них, безусловно, были пришлыми, а другие имели этнический паспорт местного, кавказского проис­хождения. Хотелось бы*сказать два слова о взаимоотношении Аланско­го союза и адыгов. Думается, что в состав аланского объедине­ния входили и некоторые адыгские племена, жившие в райо­не нижнего течения Кубани, Зеленчуков и т. д. Хотя я не прошел краткосрочные курсы по языкознанию, но тем не менее позволю сказать два слова о языке, как об исто­рическом источнике. Безусловно верно то, что данные языка да­ют богатейший материал для изучения истории того или иного народа. Но придавать решающее значение этому виду источни­ков везде и всюду при всех случаях, на мой взгляд, рискованно. Например, балкарцы, карачаевцы и кумыки говорят на кипчак­ском языке. Слова «Кодекса Куманикум» (памятник кипчакско­го языка XIV в.) на 80% сходны с балкарскими. Значит, при­дем к выводу, что балкарцы и карачаевцы—кипчаки. Но исто­рически это не так. Разумеется, кипчаки сыграли важную роль
в формировании балкарцев, но одним из основных компонентов в формировании балкарского народа был местный. Тот факт, что осетинский язык относится к иранской груп­пе языков, вряд ли можно считать исчерпывающим источником для решения этногенеза осетин. Археологические, антропологи­ческие и этнографические данные слишком весомо выступают против такого суждения.

Читайте также

Забытый стражник Зем-гIала в Ассиновском ущелье
Читаем ингушский ковер
"Хамчий Патарз ха" ингушских ремесленников
Неизвестные архитектурные памятники Ингушетии: храм "Таргим - 2"
Мастерица на все руки Эсет Хамхоева
ГIард-гIала тейпа ЦIечой
Ингушские башни в Тарской долине
Репрессированные народы как объекты этнополитики в современной России
Историческая справка о сельском поселении Бамут
Дважды вокруг Земли