Альбом «ГIалгIай гIарчож» (Ингушские орнаменты) — ценный источник орнаментального знания

8 декабря 2015     5 171     Время чтения ~6 минут

Орнаментальное искусство ингушей во все времена вызывало внимание этнографов, культурологов и искусствоведов. Особый интерес представляет орнаментальное искусство второй половины Х1Х – начала ХХ вв. Это время смены религиозного сознания, которое нашло отражение и в искусстве, в том числе. В орнаментах этого времени зооморфный роговидный, условно-растительный орнаменты перекликаются с элементами исламского влияния. В них отчетливо проявляется мышление народа.

С исследовательской точки зрения, неоценимую роль сыграл Гирихан Ахильгов, сумевший вернуть в Ингушетию орнаментальные зарисовки, собранные в альбоме под названием «Г1алг1ай г1арчож» (Ингушские орнаменты). И не просто вернуть, а совместно с художником-оформителем Ахильговой Райшат попытаются возродить искусство войлочного производства ингушей.



Альбом состоит из 65 бумажных страниц с клякспапирами, на которых зарисовки, выполненные чернилами, акварелью и иногда восковыми карандашами, 2-х страниц из мешковины с напылением орнамента, и толстой обложки с тиснением из грубо обработанной кожи буйвола (0,33 на 0,24м.). Размеры страниц 0,29 на 0,21м. Скреплено все это медной, судя по всему, кустарной работы, застежкой. Датируется альбом 1921-1924 гг. Записи все в данном альбоме выполнены на ингушском языке латинскими буквами (примечательно, что некоторые страницы подклеены вырезками газеты «Сердало» периода 1922-1924 гг. на латинице).

Г.М.Ахильгов приложил немало усилий, чтобы реставрировать его, восстанавливая первоначальный вид. Приобрел он альбом на Измайловском рынке (г. Москва) у одной старушки, которая в годы депортации ингушей живала рядом с ингушами в Акмолинском районе КазССР. Мы знаем, через какое тяжёлое время прошли ингуши в ссылке (1944-1957гг). Не исключено, что и этот альбом, спасая людей от голодной смерти, стал предметом торга и, таким образом, попал в руки других.

По счастливому стечению обстоятельств, страницы этого альбома, которые продавались на рынке попали в руки ценителя народного искусства, который узнав орнаменты, название ингушских сёл и алфавит, стал выкупать их, и собрал в один альбом. Рисунки ковров, изображённых в альбоме собраны со всех сел Ингушетии: Гоуст, Бейни, Джейрах, Гули, Назрань, Ачалуки, Гамурзиево, Ахки-юрт, Базоркино, Шолхи и Бурув и мн.др.

На первой странице следующая запись: «Tejp-tejpar ghalghaj jurtaskar gulada cxacdola gharchoz. 1921-1924» (примерный перевод: «Различные орнаменты, собранные в ингушских селениях»).

Зарисованы многие их них акварелью, красочно и тонко. Под некоторыми из них к орнаменту на ингушском языке латинскими буквами приводятся пояснения их символического значения. Иногда приводятся имена мастериц.

Ковры поражают разнообразием и оригинальностью орнаментов. Авторство, к сожалению, не указано.

Мы знаем, что войлочное ковроделие на Кавказе было объектом исследования многих исследователей. В свое время о нем писали О.В. Маргкраф[1], А.С. Пиралов [2], И.П. Щеблыкин[3], Х.А.Акиев[4], Х.Акиева[5], Л.В.Фокина[6], З.М-Т. Дзарахова [7] и мн. др. В работе археологических экспедиций в начале ХХ века принимали участие историк М.Базоркин, художники Х.Ахриев, И.Щеблыкин, Г-М.Даурбеков. Художники делали зарисовки предметов быта, в том числе ингушских орнаментов. И.П. Щеблыкин пытался сделать художественный анализ этих ковров. Его интересовали композиции, мотивы орнамента, колористическая гамма, истоки орнаментального искусства. [8, 211]. В «Трудах Ф.И. Горепекина» упоминается об «альбоме рукоделия ингушских женщин», но самого альбома, к сожалению, нет [9. 7]. В 1974 года Министерство культуры Чечено-ингушской АССР издало красочный альманах «Декоративно-прикладное искусство Чечено-Ингушетии» (далее по тексту альманах), в котором были использованы зарисовки, сделанные Г-М.Даурбековым во многих ингушских сёлах, но в нем нет ссылки на художника-этнографа [10].

Обложка альманаха

Интересно отметить тот факт, что подавляющая часть представленной коллекции этого альманаха, совпадают с рисунками из альбома «Г1алг1ай Г1арч1ож».

Есть в том же альманахе ингушские истинги, изготовленные на территории Пригородного района и города Владикавказ, но указывается другой населенный пункт.
Так, войлочный ковер из альманаха «Декоративно-прикладное искусство Чечено-Ингушетии», подписанный «г. Грозный» (рис 2) на стр 69, есть в Альбоме «Г1алг1ай г1арчож» на стр. 15. и подписан адрес: «Буро» (Владикавказ) (рис 1), где жила значительная часть ингушского населения.

Нам известно, что в 20-х гг. ХХ в. Г-М.А. Даурбеков ездил по ингушским селениям, собирая и зарисовывая орнаменты ингушских войлочных ковров.

Орнаментальным искусством интересовался и делал зарисовки Х.Ахриев. Зарисовки войлочных изделий Г-М.Даурбеков возобновил после своего возвращения домой из депортации. Известно, что его мать Зулейхан была ковровщицей и чудесной рукодельницей. Он был этнографом и художником, был поклонником народного творчества ингушей. Он тщательно изучал искусство старых мастеров, пытался читать орнаменты. Примечательно, что мастерицей одного из зарисованных в Альбоме истингов, является близкая родственница художника — Даурбекова Пятимат Хусеновна. Этот ковер до сих пор хранится в семье Даурбековых. Его зарисовывал в своё время Г-М.Даурбеков.

Также мы нашли ковер, которых хранится в музее им. Г.Ахриева в Фуртоуге на страницах этого альбома:

Нам посчастливилось найти еще несколько оригиналов, зарисованных Даурбековым в начале 20 века, но о них отдельной статьей.

В этом же орнаментальном альбоме мы находим рисунки ковров, описанные И.Щеблыкиным («Lan-naghan isting. Furtoug. XV111 bhaseraz» (Истинг рода Льяновых. Фуртоуг. XV111 в.), изготовленные мастерицами из сс.Гули, Ахки-юрт и мн.др..
В альбоме имеются орнаменты, показывающие смену религиозного сознания, различные области хозяйственной практики, природных явлений. Орнаментальное искусство ингушей, представленное в этом альбоме, является в некоторой степени – информационным источником о той эпохе, когда жили авторы этих изделий. Все они говорят об одном: авторами орнаментов является ингушский народ, который хочет жить, созидать и трудиться на земле, которую очень любят. И рассчитывают они на милость и расположение Высших сил, на свое трудолюбие.
Значительный артефакт культуры имеет значительную информацию о войлочном и орнаментальном искусстве народа.


Рисунок Г-М. Даурбекова
  1. Маргкраф О.В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа. М., 1882.
  2. Пиралов А.С. Краткий очерк кустарных промыслов Кавказа СПб., 1913.
  3. Щеблыкин И.П. Искусство ингушей в памятниках материальной культуры. Известия ИНИИК. Вып.1. Владикавказ, 1928.
  4. Фокина Л.В.Орнамент. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2006.(95-97)
  5. Акиев Х.А. Символика ингушского орнамента (Архив Хабриева Бекхана)
  6. Акиева Х.М. Особые черты орнамента протоингушей: его типы и язык.//Этнография и культура народов Северного Кавказа.//Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2009. №39 (4/9)
  7. Дзарахова З. М-Т. Декоративно-прикладное искусство – в этно-культурном пространстве ингушей. 2012; Дзарахова З.М-Т. Мгновение, запечатлевшее эпоху. Карабулак. 2009; Дзарахова З.М-Т.О древнем искусстве войлочного ковроделия// Ингушетия. 30.10.2013г.
  8. Щеблыкин И.П. указ. сочинение
  9. Горепекин Ф.И. Труды Ф.И. Горепекина. (Составитель Албогачиева М.С-Г.) СПб-Магас, 2006
  10. Декоративно-прикладное искусство Чечено-Ингушетии. Составители. Татаев В.А., Шабаньянц Н.Ш

Танзила Дзаурова. Статья опубликована в «Известия ИнгНИИ им. Ч. Ахриева №2» Магас- 2013, с.114-117

Читайте также

ПОЯСНЫЕ ПОДВЕСКИ/ПОДБОРТНИК В ЖЕНСКОМ ПРАЗДНИЧНОМ КОСТЮМЕ ИНГУШКИ В XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ.
Пожелания здоровья и крики о помощи. Какие тайны хранят ковры с орнаментом?