Нурдин Кодзоев
Чах Ахриев в своей работе «Ингуши. Их преданья, верованья и поверья», опубликованной в 1875 г. в восьмом выпуске «Сборника сведений о кавказских горцах», писал, что «в одно время с Соска-Солса в горах жили джелты (греки);.. они были хорошие строители и построили много башен и замков».
Основываясь на этой записи Ч. Ахриева, некоторые исследователи делали вывод, что башни в Ингушетии строили не ингуши, а греки. Если бы греки умели строить такие башни, думаю, что они построили бы их сперва у себя, на своей родине.
Чах Ахриев неверно перевел значения слова «джелты». Греки в ингушском языке так не назывались. Джелты – это жители Джулата – наиболее развитого в ремесленном отношении района Алании, где располагались два города с таким названием – Верхний и Нижний Джулаты. После монгольских завоеваний и крушения Алании в первой половине XIII в., часть джелтов ушла в горы, где проживали их одноплеменники.
XIII в. – период расцвета башенной архитектуры Ингушетии. В XIII в., когда Предкавказье было захвачено монголами, караванные пути на плоскости перестали функционировать. Городища на плоскости были уничтожены. Шелковый путь полностью переместился в горы. В районе Дербента караваны уходили в горы и выходили на плоскость только у Черного моря. Об этом писал в первой половине XIV в. флорентийский купец Франческо Пеголотти в своем труде «Практика торговли».
К этому периоду относится всплеск башенного строительства в Горной Ингушетии. Исследователи обычно объясняют этот всплеск перемещением населения с плоскости в горы, и необходимостью обороняться от монгольского нашествия. Но, необходимо отметить, что башни не имели того военного значения, которое им придают некоторые исследователи. Они могли быть эффективны в межродовых столкновениях, но не для противостояния с армиями сильных государств. Так называемые «боевые башни» на самом деле имели более сторожевые-наблюдательные функции, чем оборонительные. На всем протяжении прохождения участков Великого Шелкового пути в горной Ингушетии возникают мощные каменные башни и поселения замкового типа. Возникновение этих укрепленных поселений было связано, в основном, с необходимостью контролировать и охранять территории, через которые проходили караванные пути. Местное население само участвовало в торговле, а также получало прибыль от охраны торговых путей и обслуживания караванов. Строительство башен – дело, требующее немалых материальных средств. Именно торговля, охрана и обслуживание торговых путей давали ингушам эти средства.
Естественно, что джелты – искусные ремесленники также приняли участие в строительстве башен. Народные предания сохранили имена строителей башен: Дуго Ахриев, Дяци Льянов и Хазби Цуров из Фуртоуга; Янд и Эсмурза из Эрзи; Барханоевы из Бархане; Тэк-Батык из Таргима; Хоаной Хинг из Хани; Албаковы из Тумхи; Арсмак из Лялаха; Арсмак из Йовли; Ярыж, сын Яни, из Морча и др. (Заметим, что ни у одного народа Кавказа, кроме ингушей, на территориях современного проживания которых имеются пирамидальные башни, не сохранились имена их строителей).
Как ингуши называли греков? У ингушей есть традиция давать своим детям имена, происходящие от названия народов. Известны такие имена как Гурже (грузин), Черсе (черкес), ГIаьбарто (кабардинец), Къарше (карачаевец), Татре (татарин), ГIажаро (азербайджанец), Эрмало (армянин) и др. В начале ХХ в., после участия ингушей в русско-японской и первой мировой войн, у ингушей появились такие имена, как Японц, Герман, Немце.
В прошлом у ингушей было распространено имя Яни. Самый известный человек с этим именем – Яни Цоголович Бузуртанов из Гвилети, известный альпинист, проводник восходителей на гору Казбек, живший во второй половине XIX – начале XX века. Имя Яни произошло от названия греков – «яне» (мн.ч. «яний»).
Этот этноним произошел от названия древней греческой области на западе Малой Азии – Ионии. Иония была основана выходцами из Греции в конце II тыс. до н.э. Просуществовала она до VI в. до н.э. Иоанийцы, контактируя с народами Передней Азии – создателями древних цивилизаций: урартийцами, хурритами, хеттами, ассирийцами и др., явились своеобразными передатчиками древних знаний на материковую Грецию. Знаменитые греческие ученые и писатели были в основном выходцами из Ионии. Древние переднеазиатские народы знали греков именно как ионийцев. Поэтому и названия греков у многих восточных народов происходит от названия «Иония»: арабск. – «яни», турецк. – «юнан»; перс. – «янан», на языке пали – «йона», санскрит – «йавана», ингуш. – «яне» и т.д.
Т.о., слово «джелты» не относится к грекам, и греки не строили в наших горах башни.