П. Саутиева Ингушские узорные войлочные изделия

6 сентября 2022     600     Время чтения ~5 минут

Видное место в быту ингушей занимали известные на всем Кавказе узорные войлоки-ферташ. Изготовление ферта доносит до наших дней технические приемы и художественные мотивы, идущие из глубины веков и передающиеся из поколения в поколение.
Изучение этого промысла ценно для историка, этнографа, краеведа, художника и т. д.

Технология валяния войлоков — ферт очень сложна и требует большого мастерства, сноровки, любви к делу, а также немалой физической силы. В дореволюционной Ингушетии изготавливали несколько видов ферт, имевших различное бытовое назначение. Наиболее распространенными были три вида: ферт с вкатанным узором, ферт с инструстацией и ферт с апликацией. В настоящее время ферты незаслуженно вытеснены из быта ворсовыми коврами отечественного или импортного производства.
Для валяния ферт, как правило, выбирали грубую шерсть, но очень высокого качества. Ценится шерсть первого настрига от молодняка. От взрослых овец берут в основном шерсть с шеи, где она чище и длиннее. Для валяния ферт употребляется только шерсть осенней стрижки. Если ферт делают из такой шерсти, узор войлока один из главных показателей тонкости мастерства — получается четким и выразительным. Подбор подходящей шерсти для ферт чрезвычайно важен и может длиться не один сезон.

Первым делом шерсть тщательно очищают от механических примесей и грязи руками. Обычно этим занимаются зимой, когда больше свободного времени, причем собираются все взрослые и дети женского рода семьи.
Затем шерсть моют теплой мыльной водой и сушат. После этого шерсть начинают расчесывать. Это очень трудоемкая работа. На этом этапе работы часто прибегают к трудовой взаимопомощи (белхи).
Для хозяйки и гостей это выливалось в небольшой праздник. Хозяйка готовила в этот день самые вкусные угощения для мастериц. Нередко в дамах, где прибегали к белхи, звучала гармоника. До наших дней для расчесывания шерсти применяют ручную чесалку (эшки ехк), устроенную следующим образом: делался треугольник и на стыке в верхнем углу набивались в один или в два ряда металлические зубья — иглы (эшки мяхи), шерсть накалывалась на эти иглы и чесалась. После того, как шерсть расчесана, начиналась ее вторичная очистка. С помощью прутьев ее встряхивали, чтобы она стала пушистой.

На один войлок расходуется от 8 до 15 кг высококачественной шерсти. Подготовив шерсть, мастерицы расписывали материал — мешковину размером, нужным для изготовляемого ферт. Как правило, ферт делали больших размеров.

На нижний подстил накладывалась шерсть толщиной в 6—8 см и осторожно свертывали этот материал.
Делали это аккуратно, чтобы не сдвинуть шерсть, не нарушить целостность узора, если это вкатанный узор. По мере свертывания материала — циновки, на нее выливают заранее приготовленную горячую мыльную воду. Затем быстро пока не остыла вода, циновку свертывают и завязывают, чтобы шерсть не садилась. Ферт валяют только в теплое время года в конце весны, летом, в начале осени.
Свернутую в виде трубки мешковину с шерстью начинают катать. В процессе валяния ферт 3—4 раза с разных концов поливают водой, иногда прямо из кумгана льют воду во внутрь свернутой циновки. Затраты времени на катание зависит от качества шерсти и от умения мастериц, но обычно она составляет 2—3 часа. Основу с шерстью не только катают, но и постепенно все сильнее и сильнее придавливают руками, чтобы шерсть лучше свалялась. Ферт вынимают из циновки, зашивают шерстяными нитками слегка разорвавшиеся места, так, чтобы изъяны не были видны снаружи и снова катают, на этот ра3 ладонями, поставленными на ребро и локтями. При этом войлок опять обрызгивают горячей мыльной водой, но теперь уже воды требуется значительно меньше, чем на предыдущем этапе. Ферт валяют, свертывая его попеременно в длину и ширину, а также меняя стороны, чтобы шерсть свалялась равномерно. Каждую сторону валяют по 4—5 раз. «Локтевание» длится около 1 часа и участвуют в нем до 5—6 мастериц под руководством одной главной (тамады). По окончании этого этапа ферт сушат на солнце. Когда ферт хорошо высохнет, начинается предпоследний этап. Он требует не столько мастерства, сколько физической силы. Ферт к этому времени становится очень жестким.
Его снова скатывают, но не туго, сгибают пополам и кладут минут на пять в казан с кипящей мыльной водой, придерживая деревянными палками. Затем ферт развертывают, кладут на плетенку и трут его о плетенку. При трении о шероховатую поверхность ферт все сильнее сваливается.
Завершающий этап валяния ферта, гораздо менее трудоемкий, — выпрямление ферта. Ферт складывают втрое или вчетверо и начинают изо всех сил ударять о глину, причем выбирают особый сорт глины (по ингушски «1ажаг1а лоабат»), меняя стороны и складывая его то в длину, то в ширину. После этого ферт расправляют и моют с мылом в проточной воде, полностью погружая в воду.

Потом ферт снова сушат на солнце. Когда он высохнет, его обрезают п0 краям и тонкими шерстяными нитками пришивают тесьму по цвету соответствующую войлоку. Тесьму эту делают из лучшей шерстяной пряжи. Ко всем четырем углам ферта пришивают небольшую бахрому из шерстяной пряжи.

Особый интерес представляет орнаментика ферта, т. к. это считается одной из самых ответственных работ при валянии ферта.
Для вышивания узора нужна выкройка. Вайнахские ферты отличаются своими особенностями узора. У отдельных мастериц сохранилось до несколько десятков красочных узоров их выкроек.
После заполнения центрального поля, укладывают узоры каймы, затем края.

В настоящее время вайнахи не очень ценят ферты. Их не развешивают как прежде по стенам, не кладут на пол, не делают бурки, чехлы на сиденья машин. Они не являются, как прежде, составной частью приданного невесты.
Покойника раньше всегда завертывали в войлок так несли на кладбище (но не клали их в могилу).
В наши дни нет домашнего или промышленного выделывания ферт. Зато как отрадно было видеть целую коллекцию изящных разноцветных ферт на выставке у кандидата наук художника X. Акиева.
Какой бы гость не порадовался такому редкому подарку. Нашим предпринимателям не мешало бы создать цех для мастериц по дальнейшему возобновлению и совершенствованию выделки вайнахских ферт и ковров.

П. Саутиева, аспирантка МГУ

(Газета «Ингушетия», 1994 №126 29 ноября)

Читайте также

Мастерица на все руки Эсет Хамхоева
Женщин в Ингушетии на мастер-классах научат создавать войлочные ковры, игрушки и украшения
Кисты и Кистетия (Кистинское общество горной Ингушетии)
Мифологема меди в ингушском мотиве принятия смерти нартами
Пожелания здоровья и крики о помощи. Какие тайны хранят ковры с орнаментом?
Мят-лоам (Столовая гора) как объект историко-лингвистических экспансий
Военное дело средневекового населения Северного Кавказа
Репрессированные народы как объекты этнополитики в современной России
На днях прошло мероприятие с вручением сертификатов выпускницам школы войлочного искусства
Воинское погребение №33 Келийского могильника (горная Ингушетия)