Ингуши — основатели Шатоя

20 сентября 2019     5 275     Время чтения ~5 минут

Древний ингушский род Гаьги, исторически проживал в северной части Ассинского ущелья Ингушетии. Потомками этого большого рода являются такие фамилии, населяющие сегодня несколько регионов: собственно Гагиевы, Сапралиевы, Муталиевы, Гатагажевы, Эстоевы, Гатагазовы, Хакоевы*( Хьаккой- Шатойский район), Хакиевы, Гетигежевы (Кабарда), Мяртишвили (Грузия) и др.

Килар Сафралиев (1872 года рождения), поведал этнографу В. Итонишвили о генеалогии своего рода, который идет от Гаьги и насчитывал на тот момент 14 поколений и то что: «их далекий предок Гаги со своими тремя сыновьями и внуками проживал в конце села Таргим, на правом берегу р. Ассы. Предание сообщает и о том, что проживавшая под руководством Гаги семья включала 25 душ, жилищем являлся сохранившийся до настоящего времени в виде развалин «Гаги-Г1алаш». Согласно преданию, руководителем одного из неразделенных
семейств был также Арчхо, с именем которого связано более позднее название селища «Гаги-Г1алаш» — «Арчхо-Г1алаш». Если выстроенное Гаги жилище раньше упоминали под его именем, последующее поколение связало это название с непосредственным эпонимом — Арчхо. Существование большой семьи в этой фамилии связано и с именем второго Гаги, упомянутого в генеалогии и отмеченного в схеме в качестве представителя пятого поколения. Предание сохранило и имена проживающих вместе с ним 4-х сыновей. Между прочим интересно, что сыном старшего из этих четырех сыновей — Балха — был Сафрали, эпоним Сафралиевых, выделившихся из фамилии Гагиевых; в свое время упомянутый Сафрали руководил семьей, остававшейся неразделенной до 4-го поколения.[1]»

Географически более широким и полным видится приведенная генеалогия от 120 летнего Хато-Чакам Хаджиевича Гатагажева: «Наш род происходит от легендарного героя Ганпа, который жил в далекие времена в Асиновской долине на берегу реки Асса. У Ганпа был сын Га. От Га родился родоначальник галгаевских ингушей Галга. Сыном *Галга является наш предок Гаги, который построил трехбашенную крепость на берегу р. Ассы и назвал свой аул Цорх.
Три башни символизировали трех его сыновей: Хакко, Сама и Мярти. Было у него еще три сына имя которых не сохранилось. Жили братья со своими семьями в боевых башнях и собирали дань с караванов проходивших через Асиновское ущелье в Грузию. Однажды высокие горы под которыми были построены башни обвалились и разрушили жилые постройки. Под развалинами башен погибла вся большая семья Гаги. Сами братья в это время находились на охоте и остались в живых. Вернувшись вечером, братья никого в живых не нашли. Старший из братьев Хакко сказал: Если наши враги узнают, что нас осталось только шесть человек, то нас перебьют и наш род прекратит свое существование. Чтобы сохранить род, мы разойдемся в разные стороны, хоть один из нас да выживет. И разошлись они. *Хако ушел в Чечню. Он – продолжил наш род в Чечне. Другой ушел в Грузию. В Казбеги живут Циклаури — продолжатели рода. Третий остался в Ингушетии, а четвертый в Кабарду. След двух других братьев затерян. От Сама оставшегося в горной Ингушетии в ауле Цорх родился Аржако. У него родился сын Дайсаг. У Дайсага был сын Гаги II, имя свое он получил от первопредка Гаги 1 и он является основателем Гагиевских башен, которые с тех пор стоят как стражи у входа в Асиновскую долину. От Гаги II происходят братья: Балха, Уста и Мярышк. У Балха было два сына — Сапрали и Мутали, от них произошла фамилия Сапралиевых и Муталиевых. Следующий сын Гагия II-го Уста. Он был женат на кабардинке, которая родила сына Гатагаж. От Гатагажа произошла фамилия Гатагажевых ингушей и Гатагажевых кабардинцев. От Мярышк и Точ произошли другие фамилии, входящие в братство Гагиевых»[2].

Семейство Хьаккой, из Хьакки-къонги-юрта, селения существовавщего в районе Алкуна, мигрируют на восток и в центре Аргунского ущелья , основывает Хьаккой- Мохк. Что подтверждает и Иваненков в «Терском сборнике»:
«Крепость Шатой, какъ сказано, построена была во время войны въ середине 50-хъ годовъ прошлого столетiя, на земле сел. Цогуной. Бывшее близ самой крепости ихъ селенiе Хаткой, по приказанiю русскихъ властей, удалилось на правую сторону р. Чанты-Аргунъ. Затемъ для крепостного выгона, стрельбыща, ученiй и огородовъ правительство взяло землю по реку Чанты-Аргунъ съ запада и по реку Врды-ахки съ юга. Вся эта земля с незапамятных временъ принадлежала чеченцамъ сел. *Цогуной, именующимися «Хаккоевцами» по имени своего родоначальника *Хакко, происходящего из *ингушъ, сел. Алкун, Назрановского округа, поселившегося на месте Шатоя 10 – 12 поколенiй назадъ.»[3].

Факт постройки русскими Шатоя, на месте ингушского селения Хаккой, зафиксировал в своей «Хронологии» и чеченский историк Абузар Айдамиров:
«1858г. Августа 9- Заложение генерал-лейтенантом Евдокимовым на месте аула Гекки управления Шатоевского для штабквартиры Навагенского пехотного полка.»[4].
Не корректно записанные в форме Гекки и Цуагни, на военных картах Имамата, селения ингушей Хакко и Цогуной, были откорректированы совместно с Имамом Шамилем, в бытность его ссылки. В числе других неточностей он указал и на : «Гаккой в Шатоеъ- Хаккой … Цуагни против Шатоевского управленiя- Цагуни»[5].

Многие исторические и этнографические материалы подтверждают, что ингуши- Хьаккойцы были аборигенами района, где нынче находится административный центр Шатой. Ими были построены классические ингушские башни, есть у них там и своя гора Хьаккой-лоам. Другие же общества и тайпы, надо полагать подселились рядом позже, о чем и пишет в «Этнографическiх очерках» начальник Аргунского округа А. П. Ипполитов[6].

Очевидно, что восточным рубежом ингушского этноса, исторически являлись центральная и южная часть Аргунского ущелья, которые контролировали ингушские общества начиная от Хьаккой, Мулкъой и заканчивая М1айстой и Маьлхи[7][8][9].
К большому сожалению эта граница периодически смещается на запад, как мы наблюдаем это и сегодня.


Источники:

  1. В. Итонишвили. Кавказский этнографический сборник. Тбилиси 1968, стр. 217
  2. Максидов А.А. «ГЕНЕАЛОГИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА» // Историко-генеалогический научно-реферативный независимый журнал. Нальчик 2002, стр. 116
  3. Н. Е. Иваненков.»Горные чеченцы».// Терский Сборник. Владикавказ 1910, стр. 80, 81.
  4. Абузар Айдамиров. «Хронология Истории Чечено-Ингушетии». Грозный 1991, стр. 66
  5. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией / Тифлис 1904.— Т.12. ,стр. 1507
  6. А. П. Ипполитов. Этнографическiе очерки. «Сборник Сведений о кавказских горцах.» Владикавказ 1910 стр. 4
  7. Мулкъой.// https://www.proza.ru/2019/02/02/112
  8. Пантюхов «Ингуши» Тифлис 1901, стр. 1, 2.
  9. Е. Н. Кушева «Народы Северного Кавказа и их связи с Россией: вторая половина XVI — 30-е годы XVII века” Москва 1963, стр. 64, 65, 67

Алихан Кистети.

Читайте также

Авторы: В. и Е. Зарины. "Отважная русская исследовательница Казбека". Статья из книги "Побежденные вершины. Ежегодник советского альпинизма. 1950"
21 декабря на Историческом факультете ИнгГУ прошел вечер памяти посвященный 80-летию со дня рождения доктора исторических наук, профессора Мужухоева Макшарипа Багаудиновича.
К вопросу о происхождении ингушского народа в свете гипотезы, представленной С.Х. Исаевым на основе данных фольклора, генеалогии и генетики
25 декабря 2022 г. АНО «Ингушское историко-географическое общество «Дзурдзуки» (АНО ИИГО «Дзурдзуки») и ФГБО ВПО «Ингушский государственный университет заключили договор о совместном сотрудничестве.
МОЙ САЛАМ ТЕБЕ, ИНГУШЕТИЯ!