К истории города Сунжа (бывшая станица Орджоникидзевская)

15 ноября 2019     4 309     Время чтения ~8 минут

Картоев М.М., директор Государственного архива Республики Ингушетия

Аннотация: В статье приводится краткая историческая справка о городе Сунжа (бывшей станице Орджоникидзевской Сунженского района Республики Ингушетия), основанная на историко-документальных и картографических материалах XIX-XX вв.

          Как известно из документальных и картографических источников, а также этнографических данных, задолго до основания казачьей станицы, в этой местности существовало ингушское поселение Курий-юрт [1]. Оно фиксируется на подробных картах Кавказа, начиная с 1820-х до начала 1840-х гг. включительно («Карта земель Ингушевцев, Карабулаков и Чеченцев» 1825 г., «Карта пространства между Военно-Грузинской дорогой, рекой Тереком, западным берегом Каспийского моря и восточной частью Кавказских гор» 1834 г., «Карта Левого фланга Кавказской линии 1840 г.» [2] и др.).

Датой основания населенного пункта, исходя из наиболее раннего известного достоверного источника, где указано поселение «Корей» (т.е. Курей-юрт),   на правом берегу р. Сунжи к юго-западу от бывшего укрепления Преградный стан (на левом берегу Сунжи), надо считать «не позже» 1825 г. [3].

Курей-юрт довольно крупное поселение для своего времени, так на 1838 г. в нем числилось 105 дворов, в которых проживало 585 жителей [4].

В 1839 г. Курей-юрт отмечен в  учетной «ведомости» ингушских населенных пунктов «магометанского исповедания» в числе 16 селений на р. Сунже, «подведомственных» мулле Тепсаруко Осканову [5]. 

Из этнографических данных известно, что основателем данного селения являлся выходец из с. Лейми Галгаевского общества (ГIалгIайче) горной Ингушетии – Курей Алиев (Iалий Кур – инг.), имя которого неоднократно упоминается в документах, как старшины, «приверженного Российскому правительству» и состоящего, соответственно, на службе Российской администрации на Кавказской линии. В 1837 г. он в числе старшин Карабулакского общества был в составе депутации от горских народов, представленной императору Николаю I во время его поездки по Северному Кавказу [6].  В 1839-1840-х  гг. старшина Курей Алиев заведовал охранным постом у Курей-юрта, являвшимся частью кордонной линии, тянувшейся от Дарьяла к Сунже и прикрывавшей Военно-Грузинскую дорогу со стороны Малой Чечни. Пост, оборудованный  сторожевой сигнальной вышкой, состоял из десяти человек – жителей селения, а в самом Курей-юрте находился почтовый пункт [7].

В 1840 г. аул Курей-юрт подвергся нападению крупной партии жителей Малой Чечни под предводительством наиба Ахверды-Магомы. По всей видимости, Курей-юрт, являвшимся одним из узловых и пограничных пунктов кордонной линии, прикрывавшей Владикавказ и Военно-грузинскую дорогу, был полностью уничтожен – сожжен восставшими горцами.

 После уничтожения селения,  старшина Курей Алиев переселился в с. Большая Яндырка, а в апреле 1841 г. погиб в бою, сражаясь в числе назрановцев и карабулаков против войск имама Шамиля, атаковавшего крупными силами Назрановское укрепление и аулы Назрановского общества [8]. 

Семья Курея Алиева, после его смерти, поселилась невдалеке от Назрановского укрепления, где был основан аул его сына Идика Куриева, штабс-капитана Терской постоянной милиции. Среди внуков и правнуков Курея Алиева известен целый ряд блестящих офицеров Российской императорской армии, участников Русско-японской и Первой мировой войн.  Потомки основателя Курей-юрта проживают в основном в сельском поселении Барсуки Республики Ингушетия и по имени своего славного предка носят фамилию Куриевы.

          В 1845 г. в непосредственной близости от бывшего аула Курея Алиева («близ урочища Курей-юрт») на противоположном, левом, берегу р. Сунжи была заложена станица Сунженская, в декабре 1851 г. переименованная в Слепцовскую, по имени ее основателя, бывшего командира 1-го Сунженского казачьего полка и начальника Верхне-Сунженской линии, генерал-майора Н.П. Слепцова.

          Первыми поселенцами новой станицы были казаки, переселившиеся добровольно по приглашению начальства с гребней р. Терека, из станиц Наурской, Ищерской, Галюгаевской и Стодеревской. Одновременно с ними поселилось также несколько десятков семей казаков с Дона и Кубани [9].

          Уже в первые годы существования новой станицы среди ее жителей были ингуши, служившие в 1 Сунженском казачьем полку, например, подпоручики Боруко и Долтуко Хасиевы (Мальсаговы), ротмистр Магомет Долтукиевич Мальсагов,  казаки Тепса Шахмурзиев, Май Бабхиев и др. [10].

          Станица Слепцовская, со времени своего основания, являлась главным казачьим населенным пунктом Верхне-Сунженской линии, именно здесь располагалась штаб-квартира 1-го Сунженского казачьего полка и ежегодно, с 1 по 7 сентября, проходила Симеоновская торговая ярмарка. В 1864 г. в станице Слепцовской, самой крупной из станиц 1-го Сунженского полка, проживало 2702 человек, из которых 2656 были казачьего сословия [11]. Согласно данным 1884 г. в станице Слепцовской проживало 3386 человек, в станице имелась церковь, школа, почтовая станция, ярмарка [12].

          В описании за 1886 г. приводятся данные о точном географическом расположении станицы Слепцовской: «…лежит по обоим берегам реки Сунжи, под 43°18ʹ56 северной широты и 62°42ʹ50 восточной долготы, возвышаясь над уровнем Черного моря на 153,96 сажен <…>. Местоположение, занимаемое станицей со всеми ее землями, граничит с востока и юга землями станиц Михайловской, Ассинской, Нестеровской, с запада и севера станиц Троицкой, Магомет-юртовской. Все земли и угодья станицы заключают 26 900 десятин, из этого количества 900 десятин находится под лесом» [13].

          По данным за 1916 г. станица Слепцовская входила в состав 2-го участка Сунженского отдела вместе с относящимся к ней хуторами Маковкина и Мещерякова [14].  

          С 1924 г. в составе Сунженского округа, являвшегося отдельной административно-территориальной единицей в составе Северо-Кавказского края. С 1929 г. в составе Чеченской автономной области.

Постановлением Президиума ВЦИК от 30 сентября 1931 г. округ переименован в Сунженский район, в который входил Слепцовский с/с [15].

С 1934 г. – ст. Слепцовская в составе Сунженского района Чечено-Ингушской АО, с 1936 г.- ЧИАССР.

          31 января 1939 г. вышло постановление Президиума Верховного Совета ЧИАССР о переименовании станицы Слепцовской в станицу Орджоникидзевскую.

          По Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 марта 1939 г., утвердившего постановление Президиума Верховного Совета ЧИАССР, станица Слепцовская Сунженского района ЧИАССР была переименована в станицу Орджоникидзевскую [16].

          С 1944 по 1957 г., в период депортации ингушей и чеченцев, станица Орджоникидзевская являлась районным центром Сунженского района Грозненской области. С 1957 г. вновь в составе восстановленной Чечено-Ингушской АССР, являлась районным центром Сунженского района.

          С 1992 г. в составе Республики Ингушетия, административный центр Сунженского муниципального района республики.

С осени 2016 г. – станица Орджоникидзевская, после официального опубликования итогов референдума, состоявшегося на территории станицы в день всеобщего голосования, получила сначала статус городского поселения, а чуть позже и статус городского округа с новым наименованием – город Сунжа.

Что примечательно, впервые вопрос о переименовании станицы именно в Сунжу был поставлен еще в 1937 г. и тогда же поднимался вопрос о придании ей статуса города. Так, среди коллекции документов Госархива Ингушетии имеется дело, откопированное из фондов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ, г. Москва) с наименованием: «Дело 025/44: О переименовании станицы Слепцовской Чечено-Ингушской АССР в город или станицу Сунжу. 10-19 сентября 1937 г.».  В деле имеется интересный документ – ходатайство от имени жителей станицы председателя Сунженского Райисполкома тов. Сальникова, в котором, в частности, имеются такие строки: «Так как эта станица при наличии прекрасных цветущих колхозов с благоустроенным культурным центром (имеет вид города) до сих пор носит позорное имя бывшего колонизатора – палача чечено-ингушского народа, царского сатрапа генерал-майора Слепцова, просим переименовать ее в город «Сунжа» или в станицу «Сунжу» по названию нашего района» [17].

          Сегодня городское поселение Сунжа один из крупнейших населенных пунктов Ингушетии, в котором проживает более 60 тысяч человек, из которых 97 %  жители ингушской национальности [18].

Крупнейшие ингушские тейпы, проживающие в сельском поселении Сунжа, согласно паспорту населенного пункта и справке администрации: Оздой, Хамхой, Евлой, Цхьурой (Цуроевы, Дзейтовы, Героевы и др.), Коккурхой (Мархиевы, Калиматовы и др.), Цечой и др.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Относилось к «Карабулакскому народу» (обществу).
  2. РГВИА. Ф. 846. Оп.16. Д. 20579; Д. 6403. Л. 11; РГБ. Отдел картографии: Карты Кавказа.
  3. «Карта земель ингушевцев, карабулаков и чеченцев», она же «Карта земель Чеченских» 1825 г. /РГВИА.
  4. Описание народов обитающих в Кавказских горах разных племен по правую и левую стороны Военно-Грузинской дороги принадлежащих к Владикавказскому округу и зависящих от управления Владикавказского Коменданта //РГВИА. Ф. 13454. Оп. 6. Д. 218. Л. 15-25 об.
  5. ЦГИА Грузии. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4426. Л. 12.
  6. РГВИА. Ф. 400. Оп. 6. Д. 2170. Опубликовано: Ингушетия в политике Российской империи на Кавказе. XIX в.: сборник документов и материалов /Под ред. М.М. Картоева. Магас, 2014.
  7. РГВИА. Ф. 13454. Оп. 6. Д. 238. Л. 23; 26-26 об.
  8. РГВИА. Ф. 13454. Оп. 6. Д. 381. Л. 16-16 об.
  9. Семенов П.  Станица Слепцовская Терской области Владикавказского округа //СМОМПК. Вып. 5. Тифлис, 1886. С. 173.
  10.  Ингушетия в политике Российской империи на Кавказа: Сборник документов и материалов / Сост. М.М. Картоев. Магас, 2014.
  11.  ЦГА РСО-А. Ф. 26. Оп. 1. Д. 33. Л. 23.
  12.  Кавказский календарь на 1885 г. Тифлис, 1884. Отд. III. С. 189.
  13. Семенов П.  Станица Слепцовская Терской области Владикавказского округа… С. 174.
  14.  Кавказский календарь на 1917 г. Тифлис, 1916. С. 173.
  15.  Сунженский райархив: Опись Орджоникидзевского станичного совета народных депутатов Сунженского района ЧИАССР.
  16. Краткая историческая справка об административно-территориальном делении ЧИАССР /Центральный государственный архив ЧИАССР: Электронный ресурс; ГАРФ. Ф. А-385. Оп. 1. Д. 338. Л. 186.
  17. ГАРФ. Ф. 3316. Оп. 30. Д. 32. Л. 1.
  18. Паспорт ст. Орджоникидзевской по состоянию на 01.08.2012 г.

Опубликовано: М.М. Картоев К истории города Сунжа // Вестник Ингушского НИИ ГН. № 1. Магас, 2017. С. 14-17; К истории города Сунжа (бывшая станица Орджоникидзевская) // Сердало. № 25. 28.02.2017.

Читайте также

Как ингуши вплетали жизнь в ковер
Кисты и Кистетия (Кистинское общество горной Ингушетии)
Ингушские башни в Тарской долине
Мастерица на все руки Эсет Хамхоева
Аккинцы в Дарьяле и Армхинском ущелье: деконструкция исторического мифа
Неизвестные архитектурные памятники Ингушетии: храм "Таргим - 2"
Рамзан и камни
ПОЯСНЫЕ ПОДВЕСКИ/ПОДБОРТНИК В ЖЕНСКОМ ПРАЗДНИЧНОМ КОСТЮМЕ ИНГУШКИ В XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ.
"Махкинан" - старинное ингушское Илли как отражение переломных событий в судьбе ингушей и на Кавказе в целом.
Женщин в Ингушетии на мастер-классах научат создавать войлочные ковры, игрушки и украшения