(по материалам диссертационных исследований)
Басов И.И.
Источник: ПРОБЛЕМЫ ХРОНОЛОГИИ И ПЕРИОДИЗАЦИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ И КУЛЬТУР СЕВЕРНОГО КАВКАЗА.
XXVI «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа, Магас. 26-30 апреля 2010 года Тезисы докладов Международной научной конференции
Военное дело средневекового населения северокавказского населения вряд ли можно рассматривать как тему давнего и традиционного интереса специалистов. Тем не менее, ныне можно указать на существование уже нескольких кандидатских диссертаций, опирающихся, главным образом, на археологический материал.
Две такие диссертации посвящены изучению оружия и военного дела средневековых аланов (В.Н. Каминский, 1980; А.О. Касаев 1987; А.А. Сланов, 2000). Параллельно укажем и на диссертацию С.Н. Савенко, хотя и посвященную социальной стратификации раннесредневекового общества. В ней есть и любопытные наблюдения, касающиеся военнопрофессиональной специализации аланских воинов кануна «домонгольской» поры. Определенный интерес вызывают и диссертационные исследования, посвященные военному делу и комплексу вооружения средневекового (в основном — эпохи раннего средневековья) населения обитателей СевероЗападного Предкавказа (У. М. Кочкаров, 2006) и предков современных адыгов (Р.Б. Схатум, 2007); одна из них была опубликована и в виде соответствующей монографии (У.М. Кочкаров). На этом фоне особый интерес вызывает массовый археологический материал, в указанные диссертации и книгу, к сожалению, так и не попавший. Речь идет об уже опубликованных, так и еще не введенных в научный оборот оружиеведческих артефактов, связанных с трупосожжениями на территории Северо-Западного Кавказа (А.В. Дмитриев,
- В. Пьянков, В.А. Тарабанов, И.А. Сорокина и др.). К ним явно тяготеют и массовые находки предметов вооружения с территории поселения «Козьи скалы» (В.А. Кузнецов, Р.Р. Рудницкий, 1996), явно «распадающиеся» на материалы «домонгольского» и «монгольского» времени (С.Я. Березин, 2003). Особый интерес представляют и пока не опубликованные предметы вооружения из раннесредневековых катакомб, исследовавшихся ООО «Институт археологии Кавказа» в зоне строительства электростанции, в ближайшем от г. Нальчика округе.
Археологические материалы по истории военного дела эпохи развитого средневековья с территории Северного Кавказа достаточно многочисленны. Часть его присутствует в десятках публикаций, введших в научный оборот погребальные комплексы средневековых кочевников Северного Кавказа, в разное время исследованные в различных местах Северного Кавказа, на протяжении от Черного и Азовского морей, до Каспийского моря. Это специальные исследования А.В. Дмитриева, Е.А. Армарчук, А.А. Малышева, Д.Ю. Чахкиева, Ю.В. Зеленского, И.В. Цокур, А.В. Пьянкова, В.Г. Блохина, В.Н. Дьяченко, А.С. Скрипкина, М.В. Горелика, Е.И. Нарожного, Н.А. Охонько
- Н. Чхаидзе, В.А. Бабенко, А.А. Калмыкова и других. Наибольший интерес для нас представляют графические реконструкции средневековых кочевников, выполненные М.В. Гореликом, дающих возможность более «живого» представления не только внешнего облика кочевников, но и их комплекса вооружения.
Наряду с вооружением поздних кочевников, определенный интерес представляют и исследования, посвященные оружию средневековых обитателей высокогорной зоны Северного Кавказа. Среди них, особо выделяются специальные работы и диссертация Д.Ю.Чахкиева (1987 г.), специфичной особенностью которых являются анализ не только археологического материала, но и исследование фортификации, а также и «военного искусства» при опоре на историко-этнографические данные. Впоследствии, выводы Д.Ю. Чахкиева были дополнены на основе совершенно новых материалов, полученных в ходе изучения Келийского могильника в горной Ингушетии (Е.И. Нарожный, 1987; С.Н. Савенко, 1998). Многие из оружиеведческих артефактов этого могильника легли в основу диссертации Е.И. Нарожного (1998), продемонстрировавшего яркие влияния и географию (Восток-Запад) инноваций, в т.ч. и в комплексе вооружения горцев Восточного Придарьялья. Данное исследование значительно стимулировало и появление аналогичной работы в масштабах всего Северного Кавказа (А.В. Сальников. 2008). А.В. Сальников, рассматривая «эволюцию вооружения северокавказского воина под влиянием центральноазиатского и европейского военного дела», базировался целиком на уже опубликованных материалах, что предопределило и характер его выводов. Молодой исследователь ограничивается демонстрацией, преимущественно, «центральноазиатского» (монгольского) влияния, хотя он приводит и некоторые примеры влияний, оказывавшихся на горский арсенал со стороны Хулагуидов Ирана; европейское влияние на комплекс вооружения северокавказских воинов XIII-XV вв. было более широким и значительно многограннее.
Позднесредневековый «арсенал» вооружения предков современных кабардинцев стал одной из составных частей нескольких статей, двух монографий и диссертации А.Х. Нагоева. Ограниченность Источниковой базы для этих исследований (сабли, наконечники стрел, остатки луков и колчанов), продолжает сохранять вполне определенные перспективы в дальнейшем развитии этой проблематики, расширяя ее за счет изобразительных источников более позднего времени.
Таким образом, собранная нами, даже в кратком варианте, информация о существующих диссертационных исследованиях по военной проблематике, вполне определенно демонстрирует давно назревшую актуальность изучения комплекса вооружения населения Северного Кавказа, одновременно указывая и на те очевидные, «белые пятна», наглядно присутствующие в географии такого интереса.