Горепекин Фома Иванович

8 июля 2022     1 984     Время чтения ~5 минут

Мы не могли вовремя сделать публикацию, посвященную Дню рождения (7 июля) Ф.И.Горепекина, так как мы не могли найти его фотографию! Ни одной фотографии человека, который посвятил свою жизнь науке! И если бы не усилия архивиста Б.Газикова, мы, наверно, не скоро узнали бы какой он внес вклад в изучение ингушского народа. И это только остатки, чудом сохранившиеся в ИМКРАН, ведь из 6000 страниц рукописей осталась только малая горстка фрагментов.

Невозможно без боли и безмерной досады читать биографию Ф.И.Горепекина, его письма — воззвания, просьбы и мольбы о помощи в адрес руководства Инг. Автономии, интеллигенции Советов, еще ранее руководству Терской области и научных заведений, М. Горькому; профессору сэру Ричмонду, который в защиту Горепекина и его рукописи выступал с докладом в 1912 г. Судя по этим небольшим фрагментам из его биографии, которые дошли до нас, эта борьба, за место в истории Кавказа ингушского народа Горепекиным в одиночку велась не одно десятилетие. Он умер голодной смертью, без всякого пособия и заработка, содержания и помощи в г. Владикавказ, в конце 30-х гг, и одному Богу известно, при каких обстоятельствах. Но одно совершенно очевидно — он был бесконечно одинокий в своей любви к ингушскому народу, а его этнографические изыскания остались совершенно невостребованными в учреждениях, у которых была установка другого формата — делать историю избранной.

Фома Иванович Горепекин, сын священника, казак ст. Ессентукской, Терского казачества, состоящего в должности лесничего и проживающего в г. Владикавказ, посвятил ингушам самую большую и плодотворную часть своей жизни. Главный труд его жизни — «Искра знания народу ингушам». Он писал об ингушской письменности, записывал предания ингушского народа, очень много терминов, ставших историзмами и исчезнувших из лексикона в последние годы.

Сам прекрасно владел ингушским языком и создал свой алфавит, который, по его мнению наиболее полно отображает сложные звуки ингушского языка.

Алфавит Ф.И.Горепекина

Можно подвергать критике некоторые его постулаты, но огромное количество записей, носящих фиксирующий характер этнографического материала – бесценная утрата для ингушского народа. Среди них мы выделяем следующие работы, которые сегодня недоступны нам: «Альбом рукоделия ингушских женщин», «Древнейший ингушский календарь», «О развитии сыроварения и ткацкого промысла в ингушской стороне», «Тавра и знаки у ингушей», Народные и книжные сказания», «Нарты ингушей, кабардинцев и осетин», «Дом, жизнь, семейный уклад, вооружение и т.д. у инг. С др. вр.» и многое другое. Всего в обращении Ф.И. Горепекина в Совет Народных комиссаров Терской области по Отделу Народного просвещения в перечне материалов содержатся наименования 37 работ. (1920 г).

Далее мы приведем краткий отрывок о его жизненном и творческом пути, который написал Б. Газиков в свое работе «Сборник сведений об ингушах» (сс. 6-9)

Горепекин Фома Иванович родился 7 июля 1874 года в станице Ессентукской Терской области. В 1891 году окончил Владикавказское 4-х классное городское Николаевское училище.
В 1894г. держал выпускной экзамен во Владикавказской классической гимназии, но из-за отсутствия средств, продолжить обучение не мог. В 1894г был принят в лесное училище, через 2,5 года окончил его, затем 23 года пробыл на лесной службе в разных должностях, от помощника лесничего до ревизора лесов Горской Республики.
Ознакомившись с литературой о Кавказе — с 1898г, около 30 лет проводил планомерную научную деятельность по исследованию природы и народов Кавказа. Все свои работы и поездки он провел на собственные средства, выделяя на это сбережения из своего служебного содержания.
Круг его научных интересов был очень широк. Так, по ботанике он выявил 154 вида дикорастущих кустарных пород в Терской области. В период 1910-1914гг. перенёс на спине 1500 живых растений в Тифлисский ботанический сад.

Горепекин Ф.И. состоял членом-корреспондентом Юрьевского и Тифлисского Ботанических садов, в течение 18 лет был действительным членом Терского областного Статистического комитета. Вместе с Гр. Абр. Вертеповым он положил начало созданию Терского музея.
Самым главным делом его жизни было глубокое и всестороннее исследование истории ингушского народа, которому он отдал более 30 лет жизни. Выучив ингушский язык, общаясь с народом, на основе собственной азбуки, он записывал ингушский фольклор.
Ингушский народ высоко ценил заслуги Фомы Ивановича Горепекина перед народом, и в 1918 году ему официально было присвоено имя «Нахаа-си-дер» («Просветитель народа»), объявленное 60-ю депутатами от имени ингушского народа. К сожалению, и при советской власти его труды не были изданы, хотя он предпринимал титанические усилия для этого. Поэтому имя одного из ярких исследователей Кавказа надолго кануло в безвестность.
Исходя из материалов Ф.И Горепекина, его писем в центральные органы власти, автобиографических данных, перечня его рукописей, прежде нами предстал человек, совершивший гражданский подвиг, пример для подражания многим учёным. В его письмах мы видим боль за судьбу своих научных результатов, а также и то, как высоко ценил он имя «Нахаа-си-дер», которым он подписывал многие документы, и за которое был благодарен ингушскому народу.
В 1929-1930гг Ф.И Горепекин, учитывая, что его оставляют силы, предпринимает огромные усилия, чтобы результаты его многолетних исследований были опубликованы. Находясь в очень тяжёлых материальных условиях, он обращается как в центральные органы, так и в местные, но не находит поддержки и понимания. Если отношения центра к изданию трудов Ф.И Горепекина можно объяснить, то отношение тогдашнего директора Ингушского НИИ, по мнению которого «ингушский народ жил и будет жить дальше без учёных работ и их забот»- понять сложно.

Вот таким был, Фома Иванович Горепекин, человек, влюблённый в ингушский народ и всей правдой служивший ему. Человек с большой буквы. Который горячо верил в потенциальные силы и успех ингушской науки.
Мы считаем, что имя Ф.И. Горепекина должно звучать везде: на конференциях, семинарах, на школьных занятиях. Оно должно быть представлено в названиях улиц Республики, а также должен быть разбит сквер его имени. Первые дубы, посвящённые этому человеку команда «Дзурдзуки» уже посадила. Он — первый человек который официально носил гордое звание «Нахаа-си-дер» и это звание необходимо перенести на официальную награду, которую будут вручать людям, посвятившим себя ингушскому народу, его истории и культуре.

Читайте также

«ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ИНГУШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ПОЭЗИЯ ДЖЕМАЛДИНА ЯНДИЕВА В ПЕРЕВОДЕ НА ЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ»
В гостях у Зейнап Хадзиевой
К вопросу о происхождении, расселении и доместикации медоносной пчелы Apis mellifera L., первичном очаге пасечного пчеловодства и этнической атрибуции первых пасечников (пчеловодов).
МОЙ САЛАМ ТЕБЕ, ИНГУШЕТИЯ!
Источник XIX в. («фамильная хроника» тейпа Агишпатой) об истории заселения Малой Чечни в свете взаимоотношений Ингушетии, Чечни и Аварского нуцальства
Вышел в свет новый сборник статей Научно-исторического клуба "Кавкасион"
Об одной фальсификации А.С. Сулейманова
Магия национального орнамента
21 декабря на Историческом факультете ИнгГУ прошел вечер памяти посвященный 80-летию со дня рождения доктора исторических наук, профессора Мужухоева Макшарипа Багаудиновича.
Картоев Джабраил Дабиевич: на тернистом пути патриота