И все же, в кого верили наши предки?

15 октября 2015     2 772     Время чтения ~4 минуты

Уважаемые друзья! Давно хотела создать небольшую рубрику, посвященную религиозным воззрениям и верованиям ингушей в прошлом. Для начала объясню причину такого желания. Потом буду постепенно приводить различные источники, где описываются верования ингушей и напоследок постараюсь сделать анализ.



Итак, почему я взялась за это. С каждым днем, с каждой прочитанной книгой, опрошенным старожилом и т.д. меня все больше и больше посещают сомнения в том, что ингуши в доисламском прошлом были язычниками в классическом понимании этого слова. Хотя версия о язычестве ингушей в прошлом довольно распространена в научной литературе. Существует множество трудов о пантеоне языческих божеств ингушей.

Я сама в своих научных статьях часто употребляю общепринятые языческие термины, анализируя духовное составляющее ингушского народа в прошлом. Делаю я это так, как убеждена, чтобы передать религиозную составляющую ингушей, нужно придумать новые термины с подробной их характеристикой, они не переводятся на русский язык подобно такому явлению среди ингушей, как ЯХЬ.

По моему мнению, ингуши исповедовали единобожие с примесью всяких суеверий и ритуальных элементов из других вероисповеданий. В результате многочисленных попыток христианизировать ингушское население со стороны Грузии, ко всему этому прибавились некоторые элементы христианства, такие как: почитание воскресенья (и введение семидневной недели, тогда, как в прошлом у ингушей была пятидневная неделя), подобие пасхи, в поздние времена христианские имена и мн. др.) Христианство в чистом его виде ингуши не исповедовали никогда.

Потенциальных оппонентов этой версии я прошу ответить на несколько моих вопросов:

  1. Как сказать на ингушском языке «Богиня»? Ведь всюду пишем «Богиня плодородия Тушоли». В перевод молитвы к Тушоли звучит так: «Божий лик Тушоли», а на ингушском «Даьла юхь (яш) Тушоли». На ингушском языке молитва (обращение к ней и ее статус) звучит совсем иначе, как вы видите. Тоже самое и в отношение Мехки-нана, Хи-нана, Ун-нана и др.
  2. Как сказать «Бог» (Даьла) на ингушском языке во множественном числе? Т.е. если есть «боги», то должно быть слово. Или поставим вопрос иначе: что объединят всех наших «богов»? Или какое слово?
  3. Язычество в классическом варианте- это есть идолопоклонничество, а значит и наличие идолов (всем, например, известно, что во времена джахилии в Мекке было около 300 разных идолов). Может, я ошибаюсь, но мне из источников известно только об одном изваянии с маской- маской Тушоли. Возникает вытекающий из этой инфо вопрос: неужели блестящие мастера- каменщики не могли изготовить для себя каменных «долговечных идолов»?

Далее я буду приводить источники, где приводятся описания наших верований и религиозной философии в прошлом.

Религия ингушей очень проста: они почитают единого Бога, которого они называют Дайле или, точнее – Дяла; но в вере своей они не признают ни святых, ни великомучеников. Они соблюдают воскресенье, не служа торжественной обедни, а просто не работают в этот день. У них бывает большой пост весной (март- маьрхий ботт – прим Д.Т.) и малый – летом.» «…Их единственным жрецом может стать только старик безупречного поведения, которого они называют «Цани-стаг», т.е. «святой», чистый человек, или непорочный. Он никогда не женится и должен происходить из простой семьи. Он молится в Тхаба-Ерда и других святых местах и только он один совершает жертвоприношения. …Они сохраняют преданность только старым христианским церквям и относятся презрительно к Исламу. Некогда два брата, проданные в Турцию, приняли там Магометанство. Они совершили паломничество в Мекку, и, как следствие, им была возвращена свобода. Вернувшись на Родину, они застали в живых свою мать и обратили ее в Ислам, и стали проповедовать Ислам своим соотечественникам. Они с большой убежденностью отговаривали от поклонения святым местам, но ингуши сказали им: «Вы проповедуете религию, которую познали в рабстве, а нам она не нужна, уходите из наших мест, чтобы мы вас более не видели!».

Иоганн Бларамберг Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. М., 2005

Ингуши ни магометяне, ни христиане; религия их очень проста: они деисты. Бог называется у них – Даль, и он не окружен ни святыми, ни апостолами. В воскресенье они отдыхают, соблюдают большой и малый пост, имеют несколько священных мест, которые почти все представляют церкви времен царицы Тамары. Священником у них старик, которого они называют Исанин – стаг (чистый человек); он приносит жертвы и читает молитвы

Александр Дюма Кавказ. Тбилиси, 1986, с.211

Далее Дюма рассказывает ту же самую историю про братьев-мусульман.

Из этих записей видно, что еще до принятия Ислама ингушами, речь о единобожии ингушей долетала до ушей мимо проезжающего в Грузию француза или военного, прибывшего на Кавказ далеко не из научных интересов.

Любые доводы за и против данной версии только приветствуются.

Танзила Дзаурова

Картина Имагожева Х-А. А-С. «Жрец»

Читайте также

Экспедиция к столбообразному святилищу в районе башенного комплекса Пуй
Вышел в свет новый сборник статей Научно-исторического клуба "Кавкасион"
Мифологема меди в ингушском мотиве принятия смерти нартами
Почему ингуши не боятся мертвых