Картоев М.М., директор Государственного архива Республики Ингушетия
Аннотация: В статье приводится краткая историческая справка о городе Сунжа (бывшей станице Орджоникидзевской Сунженского района Республики Ингушетия), основанная на историко-документальных и картографических материалах XIX-XX вв.
Как известно из документальных и картографических источников, а также этнографических данных, задолго до основания казачьей станицы, в этой местности существовало ингушское поселение Курий-юрт [1]. Оно фиксируется на подробных картах Кавказа, начиная с 1820-х до начала 1840-х гг. включительно («Карта земель Ингушевцев, Карабулаков и Чеченцев» 1825 г., «Карта пространства между Военно-Грузинской дорогой, рекой Тереком, западным берегом Каспийского моря и восточной частью Кавказских гор» 1834 г., «Карта Левого фланга Кавказской линии 1840 г.» [2] и др.).
Датой основания населенного пункта, исходя из наиболее раннего известного достоверного источника, где указано поселение «Корей» (т.е. Курей-юрт), на правом берегу р. Сунжи к юго-западу от бывшего укрепления Преградный стан (на левом берегу Сунжи), надо считать «не позже» 1825 г. [3].
Курей-юрт довольно крупное поселение для своего времени, так на 1838 г. в нем числилось 105 дворов, в которых проживало 585 жителей [4].
В 1839 г. Курей-юрт отмечен в учетной «ведомости» ингушских населенных пунктов «магометанского исповедания» в числе 16 селений на р. Сунже, «подведомственных» мулле Тепсаруко Осканову [5].
Из этнографических данных известно, что основателем данного селения являлся выходец из с. Лейми Галгаевского общества (ГIалгIайче) горной Ингушетии – Курей Алиев (Iалий Кур – инг.), имя которого неоднократно упоминается в документах, как старшины, «приверженного Российскому правительству» и состоящего, соответственно, на службе Российской администрации на Кавказской линии. В 1837 г. он в числе старшин Карабулакского общества был в составе депутации от горских народов, представленной императору Николаю I во время его поездки по Северному Кавказу [6]. В 1839-1840-х гг. старшина Курей Алиев заведовал охранным постом у Курей-юрта, являвшимся частью кордонной линии, тянувшейся от Дарьяла к Сунже и прикрывавшей Военно-Грузинскую дорогу со стороны Малой Чечни. Пост, оборудованный сторожевой сигнальной вышкой, состоял из десяти человек – жителей селения, а в самом Курей-юрте находился почтовый пункт [7].
В 1840 г. аул Курей-юрт подвергся нападению крупной партии жителей Малой Чечни под предводительством наиба Ахверды-Магомы. По всей видимости, Курей-юрт, являвшимся одним из узловых и пограничных пунктов кордонной линии, прикрывавшей Владикавказ и Военно-грузинскую дорогу, был полностью уничтожен – сожжен восставшими горцами.
После уничтожения селения, старшина Курей Алиев переселился в с. Большая Яндырка, а в апреле 1841 г. погиб в бою, сражаясь в числе назрановцев и карабулаков против войск имама Шамиля, атаковавшего крупными силами Назрановское укрепление и аулы Назрановского общества [8].
Семья Курея Алиева, после его смерти, поселилась невдалеке от Назрановского укрепления, где был основан аул его сына Идика Куриева, штабс-капитана Терской постоянной милиции. Среди внуков и правнуков Курея Алиева известен целый ряд блестящих офицеров Российской императорской армии, участников Русско-японской и Первой мировой войн. Потомки основателя Курей-юрта проживают в основном в сельском поселении Барсуки Республики Ингушетия и по имени своего славного предка носят фамилию Куриевы.
В 1845 г. в непосредственной близости от бывшего аула Курея Алиева («близ урочища Курей-юрт») на противоположном, левом, берегу р. Сунжи была заложена станица Сунженская, в декабре 1851 г. переименованная в Слепцовскую, по имени ее основателя, бывшего командира 1-го Сунженского казачьего полка и начальника Верхне-Сунженской линии, генерал-майора Н.П. Слепцова.
Первыми поселенцами новой станицы были казаки, переселившиеся добровольно по приглашению начальства с гребней р. Терека, из станиц Наурской, Ищерской, Галюгаевской и Стодеревской. Одновременно с ними поселилось также несколько десятков семей казаков с Дона и Кубани [9].
Уже в первые годы существования новой станицы среди ее жителей были ингуши, служившие в 1 Сунженском казачьем полку, например, подпоручики Боруко и Долтуко Хасиевы (Мальсаговы), ротмистр Магомет Долтукиевич Мальсагов, казаки Тепса Шахмурзиев, Май Бабхиев и др. [10].
Станица Слепцовская, со времени своего основания, являлась главным казачьим населенным пунктом Верхне-Сунженской линии, именно здесь располагалась штаб-квартира 1-го Сунженского казачьего полка и ежегодно, с 1 по 7 сентября, проходила Симеоновская торговая ярмарка. В 1864 г. в станице Слепцовской, самой крупной из станиц 1-го Сунженского полка, проживало 2702 человек, из которых 2656 были казачьего сословия [11]. Согласно данным 1884 г. в станице Слепцовской проживало 3386 человек, в станице имелась церковь, школа, почтовая станция, ярмарка [12].
В описании за 1886 г. приводятся данные о точном географическом расположении станицы Слепцовской: «…лежит по обоим берегам реки Сунжи, под 43°18ʹ56 северной широты и 62°42ʹ50 восточной долготы, возвышаясь над уровнем Черного моря на 153,96 сажен <…>. Местоположение, занимаемое станицей со всеми ее землями, граничит с востока и юга землями станиц Михайловской, Ассинской, Нестеровской, с запада и севера станиц Троицкой, Магомет-юртовской. Все земли и угодья станицы заключают 26 900 десятин, из этого количества 900 десятин находится под лесом» [13].
По данным за 1916 г. станица Слепцовская входила в состав 2-го участка Сунженского отдела вместе с относящимся к ней хуторами Маковкина и Мещерякова [14].
С 1924 г. в составе Сунженского округа, являвшегося отдельной административно-территориальной единицей в составе Северо-Кавказского края. С 1929 г. в составе Чеченской автономной области.
Постановлением Президиума ВЦИК от 30 сентября 1931 г. округ переименован в Сунженский район, в который входил Слепцовский с/с [15].
С 1934 г. – ст. Слепцовская в составе Сунженского района Чечено-Ингушской АО, с 1936 г.- ЧИАССР.
31 января 1939 г. вышло постановление Президиума Верховного Совета ЧИАССР о переименовании станицы Слепцовской в станицу Орджоникидзевскую.
По Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 марта 1939 г., утвердившего постановление Президиума Верховного Совета ЧИАССР, станица Слепцовская Сунженского района ЧИАССР была переименована в станицу Орджоникидзевскую [16].
С 1944 по 1957 г., в период депортации ингушей и чеченцев, станица Орджоникидзевская являлась районным центром Сунженского района Грозненской области. С 1957 г. вновь в составе восстановленной Чечено-Ингушской АССР, являлась районным центром Сунженского района.
С 1992 г. в составе Республики Ингушетия, административный центр Сунженского муниципального района республики.
С осени 2016 г. – станица Орджоникидзевская, после официального опубликования итогов референдума, состоявшегося на территории станицы в день всеобщего голосования, получила сначала статус городского поселения, а чуть позже и статус городского округа с новым наименованием – город Сунжа.
Что примечательно, впервые вопрос о переименовании станицы именно в Сунжу был поставлен еще в 1937 г. и тогда же поднимался вопрос о придании ей статуса города. Так, среди коллекции документов Госархива Ингушетии имеется дело, откопированное из фондов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ, г. Москва) с наименованием: «Дело 025/44: О переименовании станицы Слепцовской Чечено-Ингушской АССР в город или станицу Сунжу. 10-19 сентября 1937 г.». В деле имеется интересный документ – ходатайство от имени жителей станицы председателя Сунженского Райисполкома тов. Сальникова, в котором, в частности, имеются такие строки: «Так как эта станица при наличии прекрасных цветущих колхозов с благоустроенным культурным центром (имеет вид города) до сих пор носит позорное имя бывшего колонизатора – палача чечено-ингушского народа, царского сатрапа генерал-майора Слепцова, просим переименовать ее в город «Сунжа» или в станицу «Сунжу» по названию нашего района» [17].
Сегодня городское поселение Сунжа один из крупнейших населенных пунктов Ингушетии, в котором проживает более 60 тысяч человек, из которых 97 % жители ингушской национальности [18].
Крупнейшие ингушские тейпы, проживающие в сельском поселении Сунжа, согласно паспорту населенного пункта и справке администрации: Оздой, Хамхой, Евлой, Цхьурой (Цуроевы, Дзейтовы, Героевы и др.), Коккурхой (Мархиевы, Калиматовы и др.), Цечой и др.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Относилось к «Карабулакскому народу» (обществу).
- РГВИА. Ф. 846. Оп.16. Д. 20579; Д. 6403. Л. 11; РГБ. Отдел картографии: Карты Кавказа.
- «Карта земель ингушевцев, карабулаков и чеченцев», она же «Карта земель Чеченских» 1825 г. /РГВИА.
- Описание народов обитающих в Кавказских горах разных племен по правую и левую стороны Военно-Грузинской дороги принадлежащих к Владикавказскому округу и зависящих от управления Владикавказского Коменданта //РГВИА. Ф. 13454. Оп. 6. Д. 218. Л. 15-25 об.
- ЦГИА Грузии. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4426. Л. 12.
- РГВИА. Ф. 400. Оп. 6. Д. 2170. Опубликовано: Ингушетия в политике Российской империи на Кавказе. XIX в.: сборник документов и материалов /Под ред. М.М. Картоева. Магас, 2014.
- РГВИА. Ф. 13454. Оп. 6. Д. 238. Л. 23; 26-26 об.
- РГВИА. Ф. 13454. Оп. 6. Д. 381. Л. 16-16 об.
- Семенов П. Станица Слепцовская Терской области Владикавказского округа //СМОМПК. Вып. 5. Тифлис, 1886. С. 173.
- Ингушетия в политике Российской империи на Кавказа: Сборник документов и материалов / Сост. М.М. Картоев. Магас, 2014.
- ЦГА РСО-А. Ф. 26. Оп. 1. Д. 33. Л. 23.
- Кавказский календарь на 1885 г. Тифлис, 1884. Отд. III. С. 189.
- Семенов П. Станица Слепцовская Терской области Владикавказского округа… С. 174.
- Кавказский календарь на 1917 г. Тифлис, 1916. С. 173.
- Сунженский райархив: Опись Орджоникидзевского станичного совета народных депутатов Сунженского района ЧИАССР.
- Краткая историческая справка об административно-территориальном делении ЧИАССР /Центральный государственный архив ЧИАССР: Электронный ресурс; ГАРФ. Ф. А-385. Оп. 1. Д. 338. Л. 186.
- ГАРФ. Ф. 3316. Оп. 30. Д. 32. Л. 1.
- Паспорт ст. Орджоникидзевской по состоянию на 01.08.2012 г.
Опубликовано: М.М. Картоев К истории города Сунжа // Вестник Ингушского НИИ ГН. № 1. Магас, 2017. С. 14-17; К истории города Сунжа (бывшая станица Орджоникидзевская) // Сердало. № 25. 28.02.2017.