20.09.2021 г. состоялась очередная экспедиция Историко-географического общества «Дзурдзуки» с целью фиксации и изучения новых памятников средневекового зодчества горной Ингушетии. Данные сооружения остались вне реестра Памятников материальной культуры Республики Ингушетия из-за их недоступности и скрытого расположения в глухих высокогорных ущельях, хотя охотники и местные фермеры знают о них и используют в качестве ночлега не одно столетие.
На сей раз объектом исследования команды стала наскальная сторожевая башня в ущелье Гир-чIож, которое располагается северовосточнее культовой в прошлом ингушей горы — Мят-лоам (Столовой горы)
К северу ущелья Армхи, между горным плато Мят-лоам (Столовая гора, 2132 ) и горной вершиной Джарлам (2867 м.), расположено ущелье Гир-чIож (на картах оно обозначено как Герчоч, Герчеч). В этом ущелье берет свое начало один из притоков реки Камбелеевка (инг – ГIалме), которая пересекает с Юга на Север всю Тарскую Долину (ТIярш-Аре). В этом ущелье, которое некогда было связующим между древними поселениями ингушей в Армхинском ущелье и Тарской долины, сохранились множество останков заградительных стен, сторожевых укреплений, в том числе, и остатки циклопических построек. Сохранился топоним этого места ВIовге (от слова вIов- боевая башня), который свидетельствует о том, что на этом месте располагались также боевые башни. Предания донесли до нас множество сюжетов о том, что во времена нашествия на наши земли кочевников, население запиралось в ущельях, а входы в эти ущелья запирались «воротами» — заградительными стенами с оборонительными комплексами. Остатки таких сооружений мы с вами и сегодня можем видеть в ущельях рек Армхи, Ассы, Фортанги. Но, согласно сообщениям летописцев, их у нас было 12 (речь идет о 12 Дзурдзукских воротах). Большая часть этих ущелий, в силу различных исторических обстоятельств или политических расстановок на Кавказе на сегодняшний день, перешла под юрисдикцию других регионов.
Мы уже писали не раз заметки о сохранившихся башнях 4 –го типа – наскальных сторожевых и укрывных сооружениях – полубоевых башнях, адаптированных под естественные ландшафтные особенности горного массива Ингушетии. Такие башни находятся на южном склоне горы Мят-Лоам (Столовой горы), над средневековыми ингушскими поселениями Харпе, Кашете, Бейни, Гарак, Мецхал, в Ассинском ущелье, вокруг комплекса Вовнушки и Эги-чож, а также в ущельях и на склонах между г. Пане-Лам и Цейламским хребтом. Названия многих из них сохранились. В Гир – чIож также находится одна наскальная сторожевая башня, которая являлась звеном в этой большой цепочке сигнально- оборонительной системы ингушей. Башня имеет высокий порог во входной группе, машикули и бойницы. Данная конструкция, вместе с заградительной стеной запирали боковое ущелье, в котором можно было спрятать весь скот и лошадей в случае нападения врага или прибытия карательных экспедиций, как это случилось в 1830-1832 гг., когда скот также спрятали высоко в горах, но часть его была обнаружена русскими военными отрядами благодаря осетинским проводникам, и угнана солдатами с собой.
(Ф.Ф. ТОРНАУ «ВОСПОМИНАНИЯ О КАВКАЗЕ ГРУЗИИ»). Подробнее об этом можно почитать вот здесь: https://dzurdzuki.com/2014/09/03/voennaya-ekspeditsiya-abhazova-na-kavkaz/
Кроме сторожевой башни в относительно хорошей сохранности, команда также обнаружила фрагменты циклопических построек, жилых башен, джелы (овчарни).