Закону «О реабилитации репрессированных народов» — 32 года.

26 апреля 2023     1 194     Время чтения ~6 минут

Закон Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов был принят от 26 апреля 1991 г.

Инициаторами принятия закона выступили народные депутаты России и СССР из Ингушетии, поддержанные парламентариями других субъектов РФ. Определяющую активность в организации работы по принятию закона проявил народный депутат РФ И.Ю. Костоев. Закон был принят Верховным Советом России 26 апреля 1991 г. за подписью его председателя Б.Н. Ельцина. В тот же день, 26 апреля 1991 г., вышло Постановление Верховного Совета РСФСР №1108-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов». 17 мая 1991 г. было подписано Распоряжение Совета Министров РСФСР №468-р, которое предусматривало ряд мер по реализации названного закона.

Практически сразу после его принятия, началась работа по сопротивлению его исполнению и дезавуированию основных пунктов закона. 17 мая 1991 г. Верховный Совет Северной Осетии выступил с   серией документов и обращений в адрес федеральных органов власти. В постановлении Верховного Совета СОССР «О Законе РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», ссылаясь все на те же «сложившиеся сегодня реальности» и другие причины, сказано, что парламент республики «оставляет за собой право приостановить действие ст.ст.3,4 и 6 указанного Закона на территории Северо-Осетинской ССР». 13 июня 1991 г. вышло пролоббированное Северной Осетией Постановление Секретариата ЦК КПСС «О некоторых проблемах, связанных с реабилитацией репрессированных народов». По сути, секретариат ЦК КПСС перечеркивал Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов». Сами федеральные власти исполнение закона подменили его видимостью.

Президиум Верховного Совета РФ от 3 июня 1991 г. №1360-1 образовал комиссию Совета Министров России для подготовки предложений по реализации Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов». Распоряжением первого заместителя Председателя Верховного Совета РСФСР от 7 июня 1991 г. была создана рабочая группа по подготовке нормативных актов о политической реабилитации насильственно депортированных народов. Работа комиссий утонула в многочисленных бюрократических переписках.  В пику принятому закону, 25 февраля 1992 г. парламент Северной Осетии рассматривает свою законодательную инициативу по проекту закона РФ «О восстановлении прав насильственно переселенных народов». 

Таким образом предлагалось уравнять в правах, а точнее сказать, уравнять в лишении прав депортированные этносы со всеми трагическими последствиями с теми народами, которых одарили землей, имуществом, территориями тотально сосланных наций.

Открыто говоря о невозможности решить заложенную в ст.ст.3 и 6 идею, власти Северной Осетии воспрепятствовали реализации и всех других статей, кроме декларативных или носящих характер преамбулы. Во время визита Б. Н. Ельцина в зону ЧП 6 декабря 1993 г. Северная Осетия вышла с инициативой отменить ст. ст. 3 и 6 Закона о реабилитации репрессированных народов. Поручением вице-премьеру Правительства России С. М. Шахраю это вошло в протокол совещания руководителей республик, краев и областей Северного Кавказа, которое провел в Нальчике 7 декабря 1993 г. Президент Б. Н. Ельцин, и в Перечень поручений Председателя Совета Министров РФ от 11 декабря 1993 г. N ПР-1830.

Практически ничего не сделала и комиссия, созданная Распоряжением Правительства России за подписью заместителя председателя Правительства РФ С. Шахрая от 2 апреля 1992 года, которой поручалось «подготовить предложения по практическому восстановлению законных прав репрессированных народов в соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов». Открыто неприятие статей о территориальной реабилитации стали высказывать высокие чины из федеральных органов власти, в том числе и те, кто ранее способствовал его принятию (С.М. Шахрай, Р.Г. Абдулатипов, В. Тарасенко и др.).

Фактически мораторий на исполнение закона был объявлен и принятым 3 июля 1992 г. за подписью уже ставшего президентом России, в том числе и благодаря голосам репрессированных народов, Б.Н. Ельцина Законом №3198-1 «Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в Российской Федерации». 16 сентября 1995 г. Б.Н. Ельцин подписывает новый Указ №948 «О мерах по осуществлению территориальной реабилитации репрессированных народов», которым одновременно и не разрешает проблему, и создает видимость её решения. В качестве условий реабилитации указываются взаимоисключающие и невыполнимые обстоятельства: реабилитацию осуществлять в соответствии с Законом от 26 апреля 1991 г, но не нарушать Конституцию России, которая предполагает «не ущемлять» «права и свободы граждан, проживающих на территориях репрессированных народов».

Закон от 26 апреля 1991 г. предполагает и даже требует принятия отдельного федерального закона по каждому депортированному закону. В этом качестве высшими федеральными органами власти были приняты нормативные акты в отношении казачества (16 июля 1992 г.), российских корейцев (1 апреля 1993 г.), народов Дагестана (24 января 1992 г.), российских финнов (29 июня 1993 г.), армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского народов (21 апреля 2014 г.) и др.  Была начата работа и по реабилитации ингушского народа. С этой целью по обращению ингушской стороны Государственно-правовое управление Президента РФ 15 февраля 1995 г. подготовило доработанный проект Указа Президента РФ «О мерах по реабилитации ингушского народа и государственной поддержке его возрождения и развития».

8 декабря 1995 г. Государственная Дума РФ рассмотрела проект Федерального Закона «О реабилитации ингушского народа», который был принят в первом чтении, но из-за закулисной борьбы результаты голосования были аннулированы. Уже 22 декабря 1995 г. председатель Госдумы России И. Рыбкин направил руководителям законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ телеграмму с просьбой возвратить указанное постановление «вследствие технической ошибки». Государственная Дума РФ, сославшись на отрицательный отзыв Правительства России, в 2000 г. отклонила внесённый Парламентом Республики Ингушетия законопроект «О реабилитации ингушского народа». А «официальный отзыв» кабинета министров России от 6 декабря 1999 г. ссылался всё на ту же ст.67 (часть 3) Конституции РФ, «гласящую о том, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия» и уповал на то, что «указанные вопросы должны решаться в рамках Программы совместных действий органов государственной власти РФ, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия по преодолению последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года». Но состояние и настрой Государственной Думы РФ того времени не располагали к позитивному результату. Именно поэтому, по мнению председателя Народного Собрания – Парламента Республики Ингушетия Р. Плиева, республика отозвала Закон РФ «О реабилитации ингушского народа» для того, «чтобы не погубить другой Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов».

Соответствующее постановление (№185) об отзыве законопроекта «О реабилитации ингушского народа» было принято парламентом Ингушетии 12 декабря 2000 г.  Само же Постановление Государственной Думы от 14 декабря 2000 г. №924 – 111 говорит: «Возвратить проект федерального закона «О реабилитации ингушского народа» к процедуре первого чтения».

После теракта в г. Беслане 1 — 3 сентября 2004 г. Закон снова подвергся атаке. 4 апреля 2005 г. представители общественности Северной Осетии обратились в Госдуму РФ с просьбой «…поручить Комитету по конституционному законодательству и государственному строительству изучить вопрос о соответствии статей 3 и 6 Закона «О реабилитации репрессированных народов» и ст. 67 Конституции Российской Федерации и при необходимости принять соответствующие меры». Председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству 5 апреля 2005 г. направил обращение председателю Государственной думы РФ Б. В. Грызлову.

Парламент Северной Осетии официально обратился в Конституционный суд России всё с той же просьбой отменить статьи 3 и 6 Закона «О реабилитации репрессированных народов» и ст. 67 Конституции Российской Федерации. Но Конституционный суд России в своем определении от 1 декабря 2005 г. №365-О даже не принял к рассмотрению запрос северо-осетинских парламентариев: «Признать запрос Парламента Республики Северная Осетия – Алания не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления». Больше Закон на официальном уровне не обсуждался.

Якуб Патиев, российский ингушский поэт и публицист,
член союзов журналистов и писателей России.

Читайте также

Выставка фотографий горной Ингушетии Е. М. Шиллинга пройдет в Магасе.
Авторы: В. и Е. Зарины. "Отважная русская исследовательница Казбека". Статья из книги "Побежденные вершины. Ежегодник советского альпинизма. 1950"
Положение о проведении "Конкурса декоративно-прикладного творчества" от имени АМВСКИ "Истинг"
Вышел в свет новый сборник статей Научно-исторического клуба "Кавкасион"
22-23 декабря в ИнгГУ состоялся Фестиваль ингушского языка и культуры.
К вопросу о происхождении, расселении и доместикации медоносной пчелы Apis mellifera L., первичном очаге пасечного пчеловодства и этнической атрибуции первых пасечников (пчеловодов).
К Общегражданскому митингу ингушей 1973 г.
Источник XIX в. («фамильная хроника» тейпа Агишпатой) об истории заселения Малой Чечни в свете взаимоотношений Ингушетии, Чечни и Аварского нуцальства
21 декабря на Историческом факультете ИнгГУ прошел вечер памяти посвященный 80-летию со дня рождения доктора исторических наук, профессора Мужухоева Макшарипа Багаудиновича.
МОЙ САЛАМ ТЕБЕ, ИНГУШЕТИЯ!