Ингушский роман

25 июля 2018     3 110     Время чтения ~8 минут

Эпопею Идриса Базоркина «Из тьмы веков» часто называют энциклопедией ингушской жизни, хотя сам автор отвергал такое определение. По этому роману сверялись и до сих пор сверяются историки и этнографы, которых интересует жизнь, быт, фольклор и верования вайнахов. Для ингушей эта книга, переиздававшаяся шесть раз, — главное и любимое произведение, недаром даже сеть этнокафе в Ингушетии называется «Из тьмы веков».

Идрис Базоркин



Трилогия Идриса Базоркина должна была охватить 100 лет ингушской истории. Первая книга «Из тьмы веков» рассказывает о периоде с 60-х годов XIX века — с утверждения царской власти на Северном Кавказе и насильственного переселения вайнахов в Турцию — до 1918 года. Второй роман с условным названием «Обитатели башен» должен был завершиться 1941 годом, третий — «Тайна замка Ольгетты» — охватывать события войны и депортации в Среднюю Азию и закончиться на событиях 1958 года, когда ингуши вернулись из ссылки.

К сожалению, Идрис Базоркин не сумел закончить трилогию — материалы, которые он собирал всю жизнь, были похищены и бесследно пропали во время осетино-ингушского конфликта в 1992 году. Не менее драматичной была и судьба писателя, о которой мы знаем во многом благодаря его дочери — 82-летней Азе Базоркиной.

Внук генерала

Идрис остался круглым сиротой в 14 лет. Его отец — сын генерала, сам офицер царской армии — после революции эмигрировал в Персию, где вскоре скончался. Мать, красавица-француженка, осталась в России и умерла в 1923 году.

— Идрис должен был отплыть вместе с отцом, — вспоминает Аза семейное предание. — На пристани стояла его мать, провожая мужа и сына. В последний момент мальчик вдруг попросил отца оставить его с мамой. Муртуз поднял его, поцеловал и сказал: «Ну, беги тогда!» Идрис по трапу побежал к матери, а она заплакала: «Что ты наделал!» Она знала, что смертельно больна…

У Идриса остался только старший брат Мурад. Он уже был женат, но жил очень бедно, родительский дом во Владикавказе сожгли деникинцы, поэтому Идрис, чтобы не быть обузой брату, уехал в село Базоркино, основанное братом его деда, учился в медресе. Затем поступил в младший подготовительный класс гимназии во Владикавказе. Далее — подготовительное отделение ингушского педагогического техникума. Через несколько лет он уже писал буквари для школ, публиковал стихи, рассказы, повести, пьесы, статьи.

Идрис (второй слева) в Ингушском педагогическом техникуме во Владикавказе, 1928-1929 годы

Депортация

В 1944 году Идрис был женат, росла дочь. Семью Базоркиных депортировали не 23 февраля, как большую часть ингушей и чеченцев, а в начале марта. Никто не знал, что Идрис взял с собой в ссылку фотоаппарат. По дороге в Киргизию он на каждой станции первым выбегал из вагона, стараясь заснять, задокументировать происходящее.

— Я всегда высматривала папу из окна, боялась, что поезд тронется без него, — рассказывает Базоркина. — Помню, видела, как мужчины подходили к какому-то небольшому домику. Там были свалены в кучу окаменевшие трупы наших людей из предыдущих эшелонов, а наверху, как в насмешку, посажена скрюченная старушка. Эти придорожные домики на чужбине стали склепами для наших людей. Папа фотографировал все это. Но позже, когда в ссылке мы начали голодать, мама стала продавать все, что у нас было, и продала этот фотоаппарат вместе с пленкой. Она не знала… Только потом сильно расстроенный отец рассказал нам про бесценные фотографии.

В первые годы семья голодала, приходилось выпрашивать у соседей свекольную ботву, которой кормили скот. Спас их мамин диплом.

— Из-за дефицита кадров во Фрунзе маму приняли на работу зоотехником, диплом у нее был. Она ездила в командировки по отдаленным деревням, на свой страх и риск списывала баранов как падеж. Первый раз, когда она принесла мясо, дома был большой праздник… Отец устроился администратором в оперный театр, но сытней жизнь не стала. Наедались мы только когда мама приезжала с мясом. Другим ссыльным было еще хуже. Как-то до нас доехал тайком еле живой родственник, который сообщил, что в другом городе от голода умирает семья дяди. Больших усилий стоило папе привезти их к нам во Фрунзе. Их старшая девочка пошла в магазин с хлебными карточками, их у нее украли, и она решила вернуться на Кавказ «за едой для семьи». Но ее там поймали и посадили — подростка! — на 25 лет.

Часто отец и его друзья собирались в доме балкарского поэта Кайсына Кулиева. Он читал стихи — все плакали… и бесконечно писали письма в Кремль. Отец тоже писал обращения членам президиума ЦК партии: «От имени сотен тысяч горцев Кавказа, в положении которых смерть является благом, свободой, избавлением от унизительного существования…»

Идрис Базоркин (второй слева) на IV съезде писателей СССР, 1967 год

В поисках гармонии

— Отец женился пять раз! — вспоминает Аза. — Первая жена, Тамара, моя мама, после моего рождения не могла больше иметь детей. Как для любой ингушки, для нее было очень важно, чтобы у папы был наследник, и она настояла на разводе. Они остались друзьями, мама подружилась и с его новой женой — Ириной, веселой, добродушной женщиной, которая родила мне брата. Потом они расстались, и отец женился на другой Тамаре, певице с меццо-сопрано необыкновенной красоты, которая приехала во Фрунзе. Она была в разводе, пережила блокаду Ленинграда, потеряв отца и мать. Когда она заболела, с нас уже сняли статус спецпереселенцев, и отец выехал с ней в Москву на операцию — ей должны были удалить опухоль головного мозга. Поселился в чердаке и на свои скудные средства покупал ей гостинцы. Ее смерть стала для него большим ударом. Он вернулся домой, а спустя какое-то время к нему начали приходить письма из Москвы — от актрисы Ирины, она играла Наталью Гончарову в фильме «Поэт и царь». Они познакомились в больнице в Москве — Ирина тогда тоже потеряла своего мужа в результате болезни. Именно благодаря ей и был написан роман. Между отцом и Ириной была гармония, их интересы совпадали, им обоим была нужна тишина и покой, который они нашли в Джейрахском районе — на казенной даче в Армхи, где отец и творил. Они прожили вместе 13 лет.

Идрис Базоркин с дочерью Азой (слева) и семьей

152 дня

Роман «Из тьмы веков» «созревал» очень долго — материалы к нему Идрис Базоркин начал собирать еще до депортации, блокноты с записями он взял с собой в ссылку, сохранил и привез на родину.

— Папа всегда носил с собой записную книжку и карандаш. А ночью держал их под подушкой вместе с фонариком. Он говорил, что ночью часто приходят удивительные мысли, а «вовремя не записанная мысль — навсегда потерянный клад!»

А написан был роман за 152 дня! Отец писал запоем. На рассвете садился за работу и творил до вечера. Все домашние берегли его покой, даже вешали стеганое одеяло на двери, чтобы заглушить шум и крики детей. Вечером он собирал всю семью и читал очередной отрывок. Иногда мы приходили в восторг, но порой начинали возражать, делать свои замечания. Папа горячился, спорил с нами, но, обдумав доводы, все же иногда переделывал текст.

Пригодились и наработки его брата Мурада, который работал в НИИ краеведения во Владикавказе, занимался этнографией ингушей, собирал предания, легенды, героико-эпические песни ингушей в горных селах.

Книга эта — не энциклопедия жизни ингушского народа за минувшее столетие. В ней пойдет речь о становлении личности, о борьбе характеров в условиях значительных исторических событий, о людях, создававших эту историю

Идрис Базоркин

Нельзя не отметить роль Ирины. Первое, что она сделала, — отучила отца работать ночью. Настаивала на том, чтобы он рано ложился спать и вставал на рассвете. Сложно было ей бороться с многочисленными родственниками, но, когда он работал, она никому не позволяла его отвлекать.

После книги

— Выход романа стал для всех очень радостным событием. Только вчера о нас стирали всю информацию в печати, в энциклопедиях, как будто нас не существовало, а теперь появилась книга. Ее читали вайнахи и невайнахи, поздравляли, слали письма, писали в газетах, приглашали на бесконечные встречи.

Как ни странно, но на соискание Государственной премии роман «Из тьмы веков» выдвинуло не руководство Чечено-Ингушской АССР, а первый раз Кабардино-Балкария, второй — РСФСР.

— Материалы, наброски для второй и третьей книги были готовы, разложены по папкам. Но отец тянул… Дело в том, что действие первой книги заканчивалось временем Октябрьской революции. Далее планировалось писать о гражданской войне, становлении Советской власти в Ингушетии, ему пришлось бы писать ложь, работать на конъюнктуру. Ингуши отчаянно воевали за советскую власть, но уже в 20-е годы, поняв, что эта власть их обманула, не только не дала земли, но и пытается отнять то, что есть, народ начал проявлять недовольство, возмущение подавляли репрессиями, что вызывало новую волну сопротивления.

А потом наступил трагический 92-й. Тогда весь архив отца вместе с черновиками бесследно исчез. Расспросы, следствие, специальные комиссии — ничего не помогло… Эти события, конфликт 92-го и потеря архива, труда всей жизни, подорвали здоровье отца. 31 мая 1993 года его не стало.

Идрис Базоркин похоронен в родовом селе Эгикал — том самом, где жили герои его романа «Из тьмы веков».

Танзила Дзаурова

Источник

Читайте также

Ахмет Ильясович Озиев. "Прерванная песня"
Источник XIX в. («фамильная хроника» тейпа Агишпатой) об истории заселения Малой Чечни в свете взаимоотношений Ингушетии, Чечни и Аварского нуцальства
«ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ИНГУШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ПОЭЗИЯ ДЖЕМАЛДИНА ЯНДИЕВА В ПЕРЕВОДЕ НА ЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ»
В гостях у Зейнап Хадзиевой
ПОЯСНЫЕ ПОДВЕСКИ/ПОДБОРТНИК В ЖЕНСКОМ ПРАЗДНИЧНОМ КОСТЮМЕ ИНГУШКИ В XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ.
"Хамчий Патарз ха" ингушских ремесленников
Ингушское национальное движение в региональном этнополитическом процессе (1920- по 1994 гг.)
Рамзан и камни
Прошло больше четверти века - "а воз и ныне там"! 1992 год: причины
Цицкиев Идрис Боскарович- народный ашуг